Со стороны может показаться, что ответ на вопрос о том, что представляет собой деятельность учителя и учащихся в процессе обучения – очевиден: учитель осуществляет обучение, формирует знания, умения и навыки и контролирует степень их сформированности, а ученик воспринимает учебный процесс и под руководством учителя овладевает тем или иным учебным материалом.
Однако деятельность учителя и учащихся в процессе обучения по своей сути – глубоко многогранна: ее нельзя свести к пониманию учителя только как носителя учебного материала и лицо, знакомящее учеников с ним, а ученика или весь класс как учебный коллектив – как пассивного реципиента определенного набора навыков и умений. Прежде всего, следует помнить, что обучение всегда предполагает вовлечение того, кто обучается, в познавательную деятельность. И здесь учитель является тем, кто не только сообщает какую-то информацию и требует ее запомнить, а впоследствии – использовать в процессе дальнейшего обучения, но и руководит познавательной деятельностью школьников, ставит перед ними проблемы, задачи, развивает логическое мышление и когнитивную сферу. В качестве примера можно привести фрагмент урока русского языка на тему «Правописание приставок «пре» и «при». Учитель обратился к классу с вопросом: «Как правильно писать слово «приостанавливать»: через «е» или через «и»?» Один из учеников ответил, что через «и». Хотя ответ был верным, учитель обратился к этому же ученику с вопросом о том, почему именно так он считает. Ученик затруднился ответить на этот вопрос. И здесь учитель перед классом поставил проблему: «Хорошо, допустим, что в этом слове ставится приставка «при», но почему мы должны ему верить?» Иными словами, учитель попросил привести доказательства того, что слово пишется так. И одна из учениц ответила, что «это слово пишется с приставкой «при», потому что по своему значению обозначает неполноту действия – приостановить – значит остановить не полностью или на какое-то время». Таким образом, учитель стал не только проводником учебного материала, но и процесса познания, построения собственных выводов на основе известным ученикам явлений.
Другой вопрос – в каком ракурсе должно происходить обучение. Даже само понятие «учебный процесс» обозначает некий регламентированный и упорядоченный процесс. И действительно, учитель отбирает необходимый учебный материал, готовит его объяснение ученикам в доступной для них форме, избирает сообразно той или иной методической ситуации те или иные методические формы и приемы работы. А перед началом учебного года и перед проведением занятий учителем осуществляется календарное и поурочное планирование: это – особый вид документации, в которой указывается, с каким именно материалом и когда будут знакомиться ученики, сколько академических часов отводится на его изучение, каковы формы и приемы работы, какая используется учебная литература, какое домашнее задание предлагается выполнить для закрепления изученного материала и сведения о формах рубежного и итогового контроля (включая иногда и их содержание, например, структуру теста, текст для написания изложения, задания для контрольной работы по вариантам, темы сочинений).
И, наконец, необходимо подчеркнуть, что одна из проблем современной школы – недостаточное осознание ценности учебного процесса самими учащимися, что порождает их пассивное отношение к обучению, а нередко – и негативное. Решение данной проблемы состоит в том, что учитель должен стимулировать деятельность учащихся и мотивировать их к ней с учетом возрастных характеристик и психологических особенностей.
Однако наряду с деятельностью учителя, деятельность учеников также должна носить организованный характер и отвечать поставленным целям. Хотя эти цели очевидно служат овладению учебным материалом, не всякая учебная деятельность и не всякие ее виды могут привести к положительному результату. Деятельность учащихся всегда руководится учителем, и именно от него зависит, приведет ли тот или иной вид учебной деятельности к достижению поставленных целей урока. Например, профессор С.Ф. Шатилов, говоря о методике преподавания иностранных языков, писал, что не всякий текст следует считать учебным, а лишь тот, который может служить образцом при построении учащимися собственных речевых высказываний. Соответственно, на учителя иностранного языка возлагается необходимость правильного отбора учебных текстов согласно общим и частным методическим критериям.
Это касается не только вопросов обучения иностранному языку: об овладении каким бы то ни было учебным предметом не шла речь, необходимо учитывать следующие критерии:
При этом деятельность учащихся не должна носить только репродуктивный характер: репродуктивный метод, сводившийся к механическому воспроизведению учебного материала в устной и письменной форме был распространен в системе советской педагогики и стал впоследствии предметом острой и справедливой критики со стороны современных ученых-педагогов в силу недостаточной эффективности данного метода, с одной стороны (например, ребенок заучивает наизусть грамматическое правило, даже не до конца понимая его суть, лишь для того, чтобы получить положительную оценку), и нивелирования развивающей функции обучения, с другой. Таким образом, на современных занятиях активно используется метод проектов, технические средства обучения, компьютерные презентации и, самое главное, перед учениками ставятся вопросы, проблемы, которым они должны найти решение. Конечно, следует оговориться, что речь не идет об открытии каких-либо новых фактов или явлений – это прерогатива ученых, речь идет о понимании известного факта или явления учителю, но пока неизвестного ученику, на основе тех знаний, которые уже имеются, и логического мышления.