Функции обучения

Казалось бы, даже сама эта фраза «функции обучения» сама по себе очевидна: обучение осуществляется с целью приобретения знаний, получения образования или подготовки специалистов в той или иной области. Не менее очевидной эта фраза звучит и в контексте обучения в школе. Безусловно, именно учась в ней дети овладевают основами многих наук, учатся жизни в обществе, формируют свое нравственное самосознание и избирают себе дальнейший путь в жизни.

Однако функций обучения – несколько, и для того, чтобы обучение действительно можно было считать успешным, необходимо соблюдение каждой из них. Современная педагогическая наука выделяет три функции обучения:

  • образовательную,
  • развивающую,
  • воспитательную.

Вне зависимости от того, о каком учебном процессе идет речь, и кому он адресован, будь то воспитанник детского сада или аспирант, данные функции обучения должны быть реализованы. От этого во многом зависит и качество обучения.

Примечательно, что, если проанализировать содержание многих уроков, можно не заметить в каждом из них все три функции. Но феномен педагогики в том, что они все равно задействованы. Например, какая может быть воспитательная функция у урока математики на тему «Признаки делимости на пять»? Но в ходе этого урока развиваются такие нравственные качества, как терпеливость, ответственность и готовность к самостоятельному мышлению. Рассмотрим каждую из этих функций в том ракурсе, в котором их видит современная педагогика как наука.

  • Образовательная функция обучения – это функция, которая заключается в формировании знаний, умений, навыков и готовности к их использованию. Например, образовательная функция урока английского языка на тему «Страдательный залог в прошедшем времени» формирует у учеников представления о данной синтаксической конструкции, о том, как ее следует формулировать в устной и письменной речи, и в каких случаях она должна быть использована.
  • Развивающая функция обучения – это функция, которая заключается в развитии всех сфер мыслительной и эмоционально-волевой сферы учащегося: развитие речи, эмоционально-волевой, сенсорно-двигательной сфер, а также набора мотивационных и потребностных установок.
  • Воспитательная функция обучения – это функция, формирующая у обучающихся нравственность, любовь к прекрасному, эстетические ценности и позитивный взгляд на мири способность следовать морально-этическим нормам поведения в обществе.

Также отметим, что это касается не только школьного, но и профессионального обучения. Например, студенты-медики, изучая фармакологию и хирургию, знакомятся с тем, что многие медикаменты имеют побочные действия, и не всякая операция приемлема с позиций нравственности. Перед нами – наглядный пример воспитательной функции обучения в медицине. Другой пример – обучение в аспирантуре. Аспирант, работая над диссертацией на соискание ученой степени кандидата наук, проводит научное исследование. Однако и научным руководителем, и со страниц литературы по специальности он информируется о том, насколько данный ход исследования приемлем с этической точки зрения. Также позиции воспитательной функции обучения аспирантов сильны в процессе изучения ими философии и истории науки.

Комментарии

  • Даня
    09.11.2022 at 09:24

    Спасибо, очень полезно

Добавить комментарий