В современном учебном процессе достижение поставленных целей и задач обучения не представляется возможных без использования тех или иных дидактических концепций или, как их еще принято называть, дидактических систем. Данные концепции представляют собой форму и вид отношений между обучающимся (объектом обучения) и обучающим (субъектом обучения). Если говорить об учебном процессе в современной средней школе, очевидно, что речь идет об отношениях между учителем и учеником (или классом как учебным коллективом). В данной статье нами будет рассмотрена характеристика современных дидактических концепций и описано, какие из них действительно надлежит считать современными в подлинном смысле слова, а какие являются либо устаревшими, либо содержат в себе явные недочеты, не позволяющие говорить об идеальности данной концепции.
Так, в настоящее время педагогическая наука выделяет три основные педагогические концепции:
Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Педагогоцентрическая дидактическая концепция даже по своему названию предполагает, что в центре учебного процесса находится педагог. Примечательно, что вплоть до недавнего времени именно педагогоцентрическая концепция считалась традиционной. Суть ее в том, что только педагог является организатором и координатором всех видов учебной деятельности, он же объясняет учебный материал, а сам процесс объяснения учебного материала считается чуть ли не квинтэссенцией всего учебного процесса. Основными принципами данной концепции являются управление, правило или руководство, а также исполнение правил, предписанных учителем. Причем подобные правила (или, точнее сказать, предписания) касаются не только содержания учебного материала и работы с ним, но и, например, поведения на уроке, внешнего вида, создание актива ученического самоуправления, подчиненного непосредственно классному руководителю, и высокая роль последнего в управлении не только учениками класса, но даже в некоторой степени учителями, осуществляющими обучение по тем или иным предметам. Именно данная концепция господствовала в советское время
Основоположниками данной концепции следует считать таких педагогов прошлого, как Ян Амос Коменский, Гербарт, Песталоцци. Несмотря на то, что для того времени она действительно могла считаться эффективной, в настоящее время она подвергается справедливой критике, поскольку нивелирует личностные качества ученика, заложенное в нем творческое начало, право на собственное мнение и несогласие с отдельными действиями учителя. Еще одним предметом подобной критики заключается в том, что материал подается в готовом виде, и при его изучении господствует репродуктивный подход, предполагающий механическое воспроизведение, повторение или запоминание действий учителя. Очевидно, что в таком случае ученику не предоставляется возможности самостоятельно отыскать знания и, тем самым, в полной мере развить способность к логическому мышлению и анализу фактов. На данном этапе развития педагогической науки происходит постепенный отказ от использования педагогоцентрической концепции.
Наименование данного термина происходит от греческого слова «педос», которое переводится как «ребенок». Из данного наименования можно заключить, что речь идет о такой дидактической концепции, в центре которой находится ребенок. Говоря иными словами, данная концепция по своей сущности противоположна педагогоцентрической. Таким образом, педоцентрическая концепция – это такая дидактическая концепция, которая ставит во главу угла ученика как объекта обучения. В данном контексте ученику предоставляется право самому добывать знания и многие элементы учебного материала изучать самостоятельно. В отличие от советской педагогики, эта концепция нашла свое широкое распространение за рубежом, а ее основоположниками считаются такие ученые-педагоги, как Дж. Дьюи, В. Лай, Г. Кершенштейн. И указанные авторы, и их последователи считали, что педагог должен выстроить систему обучения таким образом, чтобы она была интересна учащемуся и учитывала его интересы и потребности. Да, безусловно, принцип интереса для учащегося и принцип учета его возрастных и психологических особенностей – это два базовых общеметодических принципа обучения любому предмету, и их игнорировать нельзя, однако сторонниками подобной концепции преувеличена способность ребенка школьного возраста к самостоятельной учебной деятельности и уровню его мотивации и сознательного отношения к обучению. Это влечет за собой низкое качество овладения учебным материалом, а полученные знания зачастую носят внесистемный или даже случайный характер. Например, знакомясь с каким-либо произведением художественной литературы, ученик запомнил одно из крылатых выражений, но не до конца понял его смысл и вырвал из общего контекста. Как результат у такого ученика не сформирована способность использовать данный речевой оборот адекватно той или иной ситуации, и знание содержания произведения в целом остается под вопросом.
Наряду с описанными выше, существует дидактическая концепция, которую по праву моно считать современной. Суть ее в том, что она вобрала в себя лучшие стороны из двух других, собрав их в единое целое. С одной стороны, соблюдается принцип авторитета педагога и его роль как координатора учебного процесса и воспитателя, с другой – данная концепция признает, что каждый ученик есть личность с только ей присущим набором личностных качеств и определенными творческими способностями. Очевидно, что последние не только должны быть реализованы, но и повысить качество обучения в целом, а уважение педагогом ученика как личности учит и других учеников относиться к другим людям с уважением, тем самым в полной мере реализуется воспитательная функция данной дидактической концепции.
В рамках современной дидактической концепции изменилась и сама структура учебного процесса: репродуктивный метод уступил место частично-поисковому и проблемному, а авторитарная модель педагогического общения сменилась моделью сотрудничества, где учитель выступает советчиком, арбитром, консультантом, и в решении поставленной проблемы задействованы все участники учебного процесса. В рамках подобной концепции материал не подается в готовом виде, и ученику предлагается не просто переписать его с доски в тетрадь и выучить наизусть, а, прежде всего, отыскать его самому с помощью учителя. Например, учитель на уроке излагает уже известную ученику информацию и задает вопрос, на который посредством логического мышления и анализа услышанной от учителя информации необходимо найти верный ответ, тем самым, решив поставленную проблему. Например, на уроке русского языка, посвященному изучению бессоюзных сложных предложений, учитель может обратиться к классу со словами: «Вам уже известно, что существуют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В первом случае одна грамматическая основа не зависит от другой, а во втором – вторая подчиняется первой по смыслу, и от нее можно к первой задать вопрос. Но существует много предложений, в которых мы можем встретить и несколько грамматических основ, но не увидеть ни сочинительных, ни подчинительных союзов, могут быть только знаки препинания, разделяющие части предложения (далее можно привести пример на доске). Как вы думаете, существует ли какой-нибудь третий вид сложных предложений? Если да, то как его следует называть?» Таким образом, перед классом поставлена проблема. Звучат ответы учеников, учитель парирует, исправляет, поясняет или, наоборот, соглашается. В конечном итоге класс на основе того, что в приведенном примере действительно две или более грамматических основ, и отсутствуют союзы, приходит к осознанию того, что третий вид сложных предложений действительно существует, и такие предложения называются бессоюзными сложными. Проблема решена, и в ходе урока реализована развивающая цель, а также дан стимул к самостоятельному поиску ответов на поставленный вопрос и логической интерпретации ранее известной ученику информации в контексте ее сопоставления с новой.
Таким образом, описанная характеристика современных дидактических концепций позволяет понять, что наибольшие перспективы использования в массовой педагогической практике имеет третья из описанных концепций, поскольку именно она наиболее четко отвечает одной из поставленных задач обучения в школе – разностороннему развитию личности человека.