Конспект урока

Мы знаем, что конспект можно сделать в процессе прослушивания какой-либо информации, например, лекции или чьего-то интервью. Конспект – это краткая запись основной сути услышанного, которая будет использоваться впоследствии (например, студентом для подготовки к экзамену или корреспондентом для публикации статьи). Это – действительно так. Однако в педагогической науке понятие «конспект урока» имеет несколько иной смысл: дело в том, что конспект урока, вопреки привычному пониманию слова «конспект», составляется до урока, а не в его продолжение. И составляется он не учеником, а педагогом. Что же такое конспект урока,  кому и для чего он нужен?

Прежде всего, отметим, что конспект урока – это развернутый план предполагаемого учебного занятия с развернутым описанием его хода. Иными словами, учитель записывает, из чего будет состоять занятие, что он будет говорить, чему оно посвящено, в какой форме будет проходить работа с классом, и какие литература и иные пособия будут при этом использоваться.

С понятием «конспект урока» любой педагог сталкивается уже в процессе обучения в вузе: изучая такие предметы, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания»: в последнем случае самостоятельное составление конспекта урока является обязательным элементом программы обучения, практики в средней школе и нередко – одним из условий допуска к сдаче зачета или экзамена. Впоследствии в своей практической деятельности любой педагог, работающий в школе, постоянно составляет планы-конспекты уроков, которые он проводит.

Для чего нужен конспект урока?

Этот документ нужен, прежде всего, самому учителю, а не только директору или завучу школы, как полагают некоторые учителя, особенно начинающие. Дело в том, что любой урок требует подготовки, и даже тщательно готовясь к занятию, учитель может что-либо упустить, забыть то, что хотел сказать из-за текущей ситуации в классе. Очевидно, что это влияет на ход занятия, и далеко не в лучшую сторону.

Так, например, учитель всегда может положить конспект урока на стол и даже в том случае, если что-то ненароком «вылетело» из памяти, посмотреть в этот лист и найти там «подсказку». Следовательно, такой план – неотъемлемый элемент учебного процесса. Хотя, с другой стороны, действительно, он является и официальным документом, свидетельствующим о том, насколько эффективно выполняется учебная программа, правильно ли ведется преподавание, нет ли со стороны педагога методических недочетов и ошибок.

Из чего же состоит конспект урока?

Как и любой конспект, конспект урока состоит из нескольких частей, или подпунктов. Перечислим их.

  1. Тема урока.
  2. Цель урока (образовательная, развивающая и воспитательная).
  3. Ход урока.
  4. Методическое обеспечение урока.
  5. Домашнее задание (если таковое предлагается выполнить ученикам) или иная форма контроля.

Тема урока

Здесь, пожалуй, все более чем очевидно: тема урока – это то, чему посвящено занятие. Она выражена информативно, но при этом лаконично. Например, темой урока математики может быть сформулирована: «Признаки делимости на два». Из этого следует, что урок будет посвящен описанию признаков, при наличии которых можно определить, что какое-либо число делится на число два. Или тема урока истории: «Крепостное право в Царской России», — следовательно, речь пойдет о крепостном праве как об историческом явлении, и ученикам будет рассказано, в чем суть данного явления, и какое влияние оно оказало на ход отечественной истории.

Цель урока

Здесь тоже все достаточно недвусмысленно – учитель указывает, зачем он проводит это занятие, и для чего оно необходимо ученикам. Правда, в педагогике цель занятия подразделяется на три подцели:

  • Образовательную,
  • Развивающую и
  • Воспитательную.

Отметим, что не всякое занятие сочетает в себе все три цели. Например, мы не можем указать воспитательную цель занятия по химии, посвященного изучению молекулярного состава органической кислоты, однако здесь имеется четко выраженная образовательная (познавательная) цель, которую и необходимо кратко описать.

Ход урока

Это – самая главная и трудоемкая часть конспекта урока. Иными словами, ход урока – это «пошаговая инструкция» для учителя, как нужно провести урок, причем составленная самим же педагогом. Ход урока подразделяется на подпункты, каждый из которых является элементом урока. При этом все эти элементы необходимо озаглавить и в скобках указать, сколько сам педагог отводит времени на выполнение каждого элемента, при этом уложившись в отведенные 45 минут. Такими элементами могут быть:

  • Приветствие,
  • Фронтальный опрос,
  • Проверка домашнего задания,
  • Выполнение задания у доски,
  • Учебная дискуссия,
  • Объяснение нового материала,
  • Выполнение лабораторной работы,
  • Подведение итогов урока,
  • Объявление домашнего задания.

            Также подчеркнем, что просто перечислить наименования элементов урока недостаточно: план-конспект предполагает краткое описание того, какие именно действия будут совершать учитель и ученики. Например, указать, какие вопросы будут заданы школьникам, какое задание им необходимо выполнить, чему посвящена дискуссия.

Методическое обеспечение урока

            Учитель должен указать, что необходимо ему и ученикам для успешного проведения занятия. Это могут быть:

  • Учебник,
  • Дидактический (раздаточный) материал,
  • Географическая или историческая карта,
  • Инструментарий для проведения лабораторной работы,
  • Технические средства обучения (проектор, компьютер, ноутбук, лингафонное оборудование, магнитофон).

Домашнее задание

            Учитель обязательно должен заранее определиться с характером и объемом домашнего задания и отразить это и в конспекте урока, и в классном журнале, причем объем домашнего задания не должен превышать 1/3 части изученного на уроке материала. Домашнее задание используется для более глубокого закрепления полученных навыков и умений.

Что можно посоветовать педагогу?

  1. Относитесь критически к Интернету: в Сети появилось немало ресурсов, где можно попросту переписать конспект урока, составленный другим педагогом. Урок – это творческий процесс, и каждый урок – по-своему неповторим и уникален, и никто лучше самого учителя (в том числе и его коллеги) не знает аудиторию, ее особенности и особенности учебной программы применительно к данному классу и отдельным его ученикам.
  2. Будьте лаконичны: конспект – это не стенограмма, а лишь краткое «либретто» урока, которое призвано помочь Вам лучше провести занятие.
  3. Анализируйте учебное пособие, пособие для учителя, определитесь с объемом учебного материала, с уровнем уже имеющихся навыков и умений класса, определитесь с набором заданий и вопросов, предлагаемых классу.
  4. Выберите домашнее задание (и определите, нужно ли оно в данном случае в принципе?). Домашнее задание – это не самоцель, а средство формирования системы навыков и умений. Оно не должно быть обременительным для ученика, с одной стороны, и должно быть ему понятным, с другой.

Хотя, впрочем, рецепта «на все случаи жизни» здесь быть не может. Как и было отмечено выше, урок имеет творческую природу, а значит – Вы его автор. Недаром многие ученые считают, что педагогика – это не только наука, но и искусство.

Комментарии

Добавить комментарий

mood_bad
  • Пока нет коментариев.
  • chat
    Добавить комментарий
    keyboard_arrow_up