Любое педагогическое воздействие, даже вне зависимости от его характера и направленности, всегда подчинено логике или, иными словами, логической взаимосвязи межу предметами и явлениями, составляющими учебно-воспитательный процесс. Именно учет логических связей позволяет сделать образовательный процесс целостным, то есть единым целым, объединенным определенными целями и задачами, и путями к их достижению. Однако логика и условия построения целостного педагогического процесса всегда связаны между собой: первая формирует вторые.
Прежде всего, необходимо отметить, что педагогический процесс часто носит субъектно-объектный характер (например, «учитель – ученик»), где субъект является носителем каких-либо знаний, передаваемых объекту обучения посредством, например, урока, лекции, беседы или семинара. Однако все это – лишь формы и приемы работы, которые являются частью единого целого. Логическая взаимосвязь здесь заключается в том, что все части педагогического процесса связаны между собой и могут существовать лишь в структуре единого целого, а по отдельности их функция в образовательном процессе невозможна. Современная же педагогика отдает предпочтение иному, субъект-субъектному типу отношений между участниками учебного процесса. Если сказать иначе, то и учитель, и ученик могут в определенной степени быть субъектами педагогического процесса, решая, например, поставленную задачу сообща. Именно к субъект-субъектным отношениям участников педагогического процесса восходят такие методы работы в классе, как частично-поисковый и проблемный.
Например: учебный процесс по русскому языку, цель которого – знакомство школьников с деепричастием как глагольной формой. Во-первых, ученики должны узнать, что следует считать деепричастием в принципе, ознакомиться с научным определением данного термина. Во-вторых, узнать, какими бывают виды деепричастий, какие грамматические категории им присущи. Затем узнать правила их образования и правописания, а после этого – синтаксические конструкции, которые они образуют, и роль деепричастия в предложении. Даже не будучи специалистом в области методики преподавания русского языка, нетрудно понять, что все эти фрагменты материала будут понятны школьнику лишь в том случае, если его знакомить с ними именно в этой последовательности, а если познакомить их с какой-то одной частью материала вне общего контекста и без предварительной работы на закрепление ранее сформированных навыков и умений – такой рассказ учителя будет ученику непонятен. Таким образом, налицо – логическая взаимосвязь того, что является структурой учебного материала.
Мы убедились, что педагогический процесс подчинен логике. И определили, что логика и условия построения целостного педагогического процесса связаны между собой. Хотя мы и описали, что образовательный процесс должен представлять собой единое целостное, может оказаться не до конца понятным: что именно следует вкладывать в понятие «целостность педагогического процесса»?
Современная педагогическая наука толкует данный термин следующим образом: «целостность педагогического процесса есть объективная совокупность целостности содержания образования, целостности педагогической деятельности и целостности действий учащихся». Таким образом, данный термин следует рассматривать в трех указанных выше аспектах. Рассмотрим их значения.
Из изложенного в статье материала становится очевидным, что следует считать целостным педагогическим процессом. Но возникает невольный вопрос: а всегда ли существует возможность сформировать педагогический процесс в русле целостности? Как пишут многие современные ученые-педагоги, в частности, И.Б. Игнатова, И.Ф. Исаев, В.И. Лозовая и др., не всякое педагогическое воздействие, осуществляемое каким-либо педагогом, является целостным. И, более того, в своих работах ученые отмечают, что во-первых, отсутствие целостности педагогического процесса крайне негативно сказывается на его качестве и, во-вторых, существуют особые условия построения целостного педагогического процесса, лишь при соблюдении которых он становится таковым Перечислим эти условия.