Среди современных ученых отсутствует единое мнение относительно того, что именно составляют объект, предмет и функции педагогики, как они коррелируют между собой, и каковы границы между данными понятиями. Однако, опираясь на работы наиболее известных ученых педагогов и сформированные ими концепции можно утверждать следующее.
Объектом педагогики является та окружающая действительность, которая обеспечивает развитие личности человека и его способностей к тому или иному виду деятельности, а также систему явлений и закономерностей, связанных с этим. В разное время выдвигались тезисы о том, что объектом педагогики является личностное развитие ребенка, в частности, Я.А. Коменским, позднее — А.С. Макаренко. Однако данное утверждение является неверным. Личность человека формируется в течение всей его жизни, и в то же время сохраняется возможность формирования новых навыков и умений, а также пересмотр личностных взглядов, убеждений и даже мировоззрения под влиянием педагогического воздействия. Неслучайно на современном этапе развития педагогической науки в ней сформировалась такая область, как педагогика взрослых.
Предметом педагогики является целостный педагогический процесс. Многие ученые (например, С.Т. Золотухина, Л.И. Редькина, В.И. Лозовая) в своих ранних работах полагали, что предметом педагогики следует считать только образование, однако, опять же, здесь не следует говорить о педагогике только как об учебном процессе. Например, школьная педагогика, помимо обучения, вбирает в себя и воспитательный процесс, а семейная педагогика не только предполагает формирование и развитие первичных навыков и умений интеллектуальной деятельности, но и нравственное самораскрытие личности. Однако, говоря о предмете педагогики как области научных исследований, все же можно характеризовать его как изучение закономерностей, тенденций, перспектив и направлений развития образования.
Педагогическая наука выполняет две функции: теоретическую и технологическую. Обе из них были обусловлены предметом данной области знаний, описанным выше.
Так, теоретическая функция предполагает описание ранее изученного и нового педагогического опыта, систематизацию полученных знаний и исследование закономерностей педагогических процессов. Это можно полагать описательным уровнем теоретической функции. Однако, помимо описания научных закономерностей в развитии личности под влиянием педагогического воздействия, теоретическая функция включает в себя диагностический и прогностический уровни. В первом случае речь идет о выявлении состояния учебного процесса, его эффективности, предметно-следственных связей между явлениями и уровень эффективности отношений между педагогами и обучаемыми. Примером этому можно назвать получившие распространение в практике общеобразовательных учебных заведений педагогические и психолого-педагогические консилиумы, в процессе которых обсуждаются уровень текущей успеваемости и выдвигаются предложения по повышению эффективности учебного процесса на основе закономерностей развития личности обучаемых. Третий, прогностический уровень теоретической функции предполагает теоретическое изучение педагогического процесса, и на их основе построения новых теоретических положений, представлений и подходов к организации обучения и развития личности.
Вторая функция педагогики как науки, технологическая, тесно связана с первой и вбирает в себя три уровня:
В первом случае следует говорить о новых методических разработках, построении критериев эффективности образования, методических моделей, технологий и систем, которые будут служить целям повышения качества обучения и степени его эффективности.
Второй, преобразовательный уровень технологической функции педагогики включает в себя разработку дидактических и методических инноваций на основе уже существующих с учетом требований современности, состояния науки и запросов общества. В данном случае основой для всего этого является праксиметрическая деятельность педагога – изучение передового педагогического опыта.
И, наконец, говоря о рефлексивном уровне технологической функции, отметим, что он предполагает определение степени и характера влияния проводимых педагогических исследований на массовую образовательную деятельность и коррекцию выявленных в процессе исследовательской деятельности недостатков.