Педагогика в своем современном понимании занимает твердое место среди гуманистических знаний. Иными словами, концепция современного педагогического познания – это всегда «возвращение» к личности человека, к ее развитию. Причем последнее должно строиться не на принуждении и е на авторитарном стиле педагогического общения, а именно на личностно-ориентированном подходе, учете положительных нравственных, творческих, интеллектуальных, этических качеств личности, которые педагогу предстоит усовершенствовать и обогатить новыми представлениями и познаниями, и негативных психологических факторов, которые нужно если е полностью нивелировать, то как минимум редуцировать или, что еще лучше, обратить их в позитивные психологические факторы.
Именно подобное восприятие педагогического знания представляет собой обоснование гуманистической методологии педагогики как науки.
Известно, что человек всегда пребывает в состоянии нравственной, социокультурной, политической или мировоззренческой оценки различных фактов и явлений в жизни, поиска ответа на встающие перед ним вопросы и поиска путей решения возникающих перед ним проблем. При этом подобная оценка, и в том числе самооценка, имеет двойственную природу: с одной стороны, она связана с теоретически познавательным подходом, с другой – с практическом. В первом случае следует говорить о заложенных обществом, социальной или профессиональной средой, конфессиональной принадлежностью или этнокультурными факторами установками, предубеждениями или даже иногда – стереотипами, во втором – человеку свойственно изменять свое мнение и отношение к различным событиям и явлениям под влиянием полученной информацией или нравственной переоценки жизненных ценностей и явлений.
Однако педагогическая наука ставит своей задачей не только раскрытие личности и получение представления о различных ее аспектах, но и удовлетворение социальных потребностей, в частности – получение общего, а позднее – и профессионального образования, которое могло бы нравственно и культурно обогатить личность обучающегося и сделать его достойным членом общества. Образование также должно помочь человеку определиться с выбором любимого рода деятельности, который должен трансформироваться в качественную профессиональную компетенцию. Безусловно, при этом важную роль играют такие факторы, как социальный заказ, востребованность той или иной профессии или области знаний на рынке труда или в конкретно взятой стране (регионе) в принципе. По этой причине в процессе педагогической деятельности должно быть связующее звено между двумя описанными аспектами развития личности – теоретически-познавательным и практическим. Таким звеном является ценностный, или аксиологический подход в педагогике, получивший в современном научном мире наиболее широкое распространение.
Сущность аксиологического подхода базируется на следующих принципах:
Таким образом, именно гуманистический подход к человеку как личности должен занимать ведущее место в современной педагогике. Описанное нами обоснование гуманистической методологии педагогики в настоящее время составляет основу для многих педагогических инноваций. Примером этому служит распространение инклюзивного подхода в обучении и постепенный отказ от сегрегации учеников и студентов с особыми потребностями.