Любое общество, вне зависимости от характера устоявшихся в нем отношений, социально-политического строя или господствующей идеологии нуждается не только в воспроизводстве, но и в воспитании новых членов этого общества. Или, говоря иными словами, становлении нового поколения в качестве членов этого общества. Эта функция всегда принадлежала общественному институту образования, который, в свою очередь, представлял собой целую систему, построенную в зависимости от многих социальных, географических, политических, мировоззренческих и иных составляющих. В данном аспекте исключением не является и Россия. Предметом нашей статьи является общая характеристика системы образования, которая существует в нашей стране.
Если говорить в целом, то структура системы образования в России во многом напоминает подобные системы в других государствах, в частности, странах Европы. Основная функция системы образования – предоставить доступ к нему всех категорий обучающихся сообразно с их потребностями, запросами и требованиями современности.
Основными компонентами системы образования являются его уровни, которые реализуются в соответствующих учреждениях образования. Для того, чтобы общая характеристика системы образования являлась развернутой и понятной читательской аудитории, рассмотрим каждый из этих уровней подробно.
Существуют три уровня образования: дошкольное, среднее и профессиональное.
Помимо очевидной разницы в программном наполнении учебного процесса, существует и разница в характере деятельности данной школы. Так, школа, расположенная в сельской местности, может быть малокомплектной (где количество учеников в одном классе – несколько человек), либо государственной, муниципальной или негосударственной (частной), гимназией, лицеем (причем два последние вида школ имеют выраженную направленность в изучении ряда конкретных дисциплин, например, физико-математический лицей, и нередко создаются на базе профильных вузов, а выпускники таких школ впоследствии становятся студентами этих вузов).
Также существуют и школы эстетического воспитания, например, музыкальная и художественная школы, призванные развить имеющиеся у ребенка способности к творческой деятельности.
Еще один вид школ – это коррекционная школа, созданная для детей с различными ограниченными физическими возможностями (в частности, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата или психической сферы). В зависимости от описанный особенностей состояния здоровья учеников коррекционные школы также подразделяются на типы.
И, наконец, существуют школы закрытого типа для детей с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. Такие школы могут быть подведомственны как территориальным органам образования, так и находиться в структуре воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых колоний (мест лишения свободы). Однако в любом случае в такие школы ребенок может быть направлен в возрасте не младше 11 лет и только по решению суда в связи с совершенным им общественно опасным деянием. Если же несовершеннолетний приговором суда признан виновным в совершении преступления и направлен для отбытия наказания в виде лишения свободы в воспитательно-трудовую колонию, то судебным решением к нему помимо лишения свободы как меры наказания могут быть применены принудительные меры воспитательного характера. Одна из них – обязательное обучение в школе при колонии и (или) в учреждении профессионально-технического образования по ее окончании.
В свою очередь, высшее образование также имеет уровни, которые в нашей стране появились относительно недавно в связи с подписанием Болонской Конвенции: бакалавр, специалист и магистр. Первая степень предполагает получение базовых знаний, достаточных для ведения профессиональной деятельности, формирование навыков и умений принимать решения, осуществлять анализ научной литературы, но чаще всего требуют усовершенствования, что отчетливо прослеживается в современных тенденциях развития рынка труда. Вторая степень – специалиста – предполагает возможность полноценного осуществления практической трудовой деятельности в рамках избранной специальности (например, специалист по монтажу вычислительных систем). Третья же степень – магистр – во многом сочетает в себе черты практической и научной деятельности. В частности, магистр должен обладать навыками научно-исследовательской работы, проводить научные исследования и интерпретировать их результаты, а на момент выпуска из магистратуры представить выпускную квалификационную работу – магистерскую диссертацию, и публично ее защитить на заседании кафедры, на базе которой она выполнялась.
Однако, наряду с тремя описанными, существует еще один, самый высокий уровень профессионального образования – это подготовка научных и научно-педагогических кадров, т.е. кандидатов наук. Такая подготовка осуществляется в аспирантуре или адъюнктуре (если речь идет о военном образовании) после получения степени магистра или специалиста (по окончании вуза) и предполагает углубленное изучение избранной специальности под руководством более опытного ученого и педагога, философии и истории науки, иностранного языка и проведение полномасштабного научного исследования, которое обладает научной новизной для соответствующей области знаний и исследовательской ценностью. Такое исследование описывается в рамках диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а его результаты публикуются в процессе обучения в аспирантуре в рецензируемых научных изданиях и заслушиваются в рамках проводимых научных конференций в формате докладов и тезисов.
До 2014 года в России существовала еще одна ступень образования в сфере подготовки научных кадров – докторов наук – докторантура, где обучавшийся должен в течение трех лет провести крупное исследование в избранной области науки и представить его результаты в виде диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Однако в настоящее время докторантура не является степенью образования и не предполагает обучения в привычном понимании слова. Докторантура – это вид научно-исследовательской работы, по результатам которой автору может быть присуждена ученая степень доктора наук. Авторами докторских диссертаций в настоящий момент могут являться только лица, ведущие научно-исследовательскую деятельность в признанной научно-исследовательской организации РАН или отраслевых академий, либо на базе вуза. Причем в последнем случае подобная деятельность часто совмещается с преподавательской работой.
В данной статье нами была представлена общая характеристика системы образования в России, однако эта система в масштабах педагогической науки – гораздо более глубокое и многогранное явление.