Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение – это важнейший и основной способ получения систематического образования. Однако следует отличать контекст данного понятия: обучение в контексте педагогическом и обучение в контексте овладения каким-либо видом деятельности, например, фотоискусством. В педагогическом понимании слова обучение как способ организации педагогического процесса имеет свои специфические составляющие: наряду с такими качествами обучения, как двусторонность, единство содержательной и методической сторон, гармонизация личности обучающегося, обучение является сложным и многогранным процессом, который можно охарактеризовать процессом познания, управляемым педагогом.

Таким образом, рассматривая обучение как способ организации педагогического процесса, необходимо под этим термином понимать непрерывный процесс познания, исходящий от педагога как субъекта обучения.

Кто такой учитель?

Еще одна особенность обучения в контексте организации учебного процесса – это личностные качества учителя. Если мы говорим об обучении в школе, то под словом «учитель» следует понимать не только человека, который сообщает учащимся информацию сообразно с характером и содержанием учебного материала, требуя ее запоминания и использования в дальнейшем, но и человека, который развивает личность ученика, направляет их учебную деятельность, порождает сознательное отношение к ней и способствует умственному и творческому развитию школьника.

Обучение – это процесс познания

Обучение всегда представляет собой познавательную деятельность, которая, в свою очередь, является триединством чувственного восприятия, мышления и практического применения полученных знаний. Например, ученик, услышав на уроке фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», проникается особыми чувствами, наполняющими его душу, неповторимостью стихосложения, переживаниями героев произведения, после чего сопоставляет их с ранее известными ему поэтическими произведениями, их стилем, характером и содержанием, а впоследствии в своей собственной жизни, возможно, принимает поступки кого-либо из героев в качестве нравственного идеала, а фрагменты произведения могут стать для него крылатыми словами, обогатив, тем самым, языковую картину мира учащегося.

В принципе, не всякую познавательную деятельность следует считать обучением: в определенном смысле ею можно считать всякий жизненный опыт, который получает человек на всем протяжении своего жизненного пути, однако именно обучение обеспечивает познавательную деятельность в таком виде, в котором она может сформировать способность к овладению учебным материалом. Например, человек, приехав в другую страну, запомнил, как на местном языке звучит или пишется известное ему слово. Это – тоже познавательная деятельность. Однако это не говорит о том, что этот человек изучает иностранный язык: изучить его можно лишь в процессе целенаправленного обучения, где познавательная деятельность ведется в русле какой-либо методики обучения иностранным языкам (например, коммуникативной).

Непрерывность и планомерность обучения

И, наконец, нельзя не подчеркнуть, что обучение – это всегда процесс движения, который имеет свою структуру или, как сейчас принято говорить, образовательную траекторию. Подобная структура предполагает заранее сформированный перечень навыков и умений, возможность их практического применения и овладение ими в логической последовательности от простого к сложному. В качестве примера рассмотрим процесс обучения математике в школе. Да, математика по праву считается царицей всех наук, поскольку является основой для многих областей научных знаний, и если будущая профессиональная деятельность ученика по его желанию должна быть связана с техникой, то необходимо знание математики на высоком уровне. Однако как происходит знакомство с ней? Начиная элементарным счетом от нуля до десяти в первом классе и заканчивая анализом алгебраических функций в одиннадцатом. При этом каждая часть материала вытекает из предыдущей, и каждая последующая сложнее той, что была изучена ранее. Например, если ученику знакомы формулы сокращенного умножения, то можно говорить с ним о решении алгебраических уравнений с использованием данных формул. Или, если учащемуся знаком график квадратной функции в виде параболы, то логично предположить, что ему будет понятен и график кубической формулы в виде гиперболы: второй сегмент учебного материала базируется именно на первом.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий