Любое исследование в области педагогики считает своей целью получение новых представлений о совершенствовании и эффективности учебного и воспитательного процесса в различных областях, а также усовершенствование тех средств и методов педагогического воздействия, которые уже существуют. Педагогика находится на стыке многих наук: общественных, гуманитарных, медицинских, биологических и даже технических. Примером тому – теория и методика профессионального обучения в области компьютерных технологий. Однако организация педагогического исследования по своей структуре, направленности и методологической основе имеет ряд особенностей.
Прежде всего, следует отметить, что педагогические исследования по своей сути неоднородны: их условно можно подразделить на три группы:
Фундаментальные педагогические исследования в своей первооснове имеют теоретические положения, обобщения о сути, характере и взаимосвязи педагогических явлений, теоретические концепции, которые могут послужить отправной точкой развития педагогических систем на основе научно-обоснованного прогнозирования и выявления закономерностей. К результатам таких исследований можно отнести, например, концепцию В.Ф. Шаталова, новые направления в педагогической науке, — в частности, энвайронментальную педагогику или педагогику сотрудничества.
Прикладные педагогические исследования направлены на более детальное изучение отдельных (частных) сторон педагогики и ученного процесса. К ним также можно отнести многие методические концепции и системы с той лишь разницей, что они, в отличие от фундаментальных педагогических исследований, не затрагивают весь характер и строй педагогической науки в целом. В качестве примера таких исследований и созданных на их основе разработок можно отнести систему подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, новаторские методики обучения иностранным языкам (например, получившую широкое распространение и признанную практически во всем мире одной из самых эффективных коммуникативную методику), различные концепции инклюзивного образования и воспитания.
Методические разработки являются частью как общей педагогики, так и методики обучения и воспитания по областям знаний и представляют собой разработку конкретных методических положений и рекомендаций, состоятельность которых подтверждается экспериментальным путем. При этом основами подобных разработок всегда являются уже известные теоретические положения. Именно последняя группа исследований получила наиболее широкое распространение в практике исследовательской деятельности вузов и научно-исследовательских институтов как в России (где многие из них существуют на базе Российской Академии Образования), так и за рубежом.
Особенности организации педагогического исследования состоят, прежде всего, в том, что в их основе лежит актуальность для той или иной области педагогической науки, которая в немалой степени формируется социальным заказом, который задает проблему, требующую не только изучения, но и эффективного исследования. В качестве примера приведем тему одной из диссертаций в области методики преподавания английского языка: «Обогащение лексического запаса у студентов-медиков в процессе овладения современным английским языком». Здесь даже из названия четко следует важность владения медицинской терминологией теми будущими специалистами, которым предстоит работать врачами, и без которого их профессиональное становление вряд ли следует считать завершенным.
Из понятия «актуальность» вытекает иное понятие – «научная проблема», которая требует решения, а такое решение на данном этапе отсутствует: с ним, например, нельзя ознакомиться в процессе изучения научной литературы до тех пор, пока оно не будет найдено и опубликовано.
Решение подобной проблемы является целью исследования, то есть тем, ради чего оно проводится. Но для того, чтобы эта цель была достигнута, необходимо определиться с выбором объекта, предмета и задач исследования, а впоследствии с его ходом. Следует отметить, что цели и задачи исследования – понятия не синонимичные: достижение одной цели может потребовать решения нескольких (и даже многих) задач. Например: провести анализ научной литературы по проблеме исследования, выявить уровень сформированности навыков и умений на момент начала исследования, разработать методическую технологию и проверить на практике ее методическую состоятельность.
Выявленная методическая состоятельность и эффективность разработанной методической технологии, концепции или системы является критерием научной новизны. Это действительно по праву можно считать новшеством в науке, ранее не известным.
Большинство исследований, посвященных теории и методике обучения и воспитания, предполагает наличие экспериментальной фазы, которая, как правило, включает в себя три этапа:
Современные педагогические исследования часто публикуются в виде монографий, диссертационных работ, учебных пособий и методических рекомендаций.