Главное свойство педагогического процесса – его способность к выполнению возложенных на него социальных функций. Иными словами, достижение поставленных целей обучения и воспитания в их полном объеме. Однако это свойство педагогический процесс имеет лишь при условии того, что в нем присутствует целостность. Поэтому современная педагогическая наука рассматривает педагогический процесс как целостное явление. Ведь одна из задач педагога – воспитание целостной гармонично развитой личности, а для этого и учебно-воспитательный процесс также должен быть целостным. Однако что следует вкладывать в понятие «целостность» в данном контексте?
Целостность – это высшее качество педагогического процесса, которое демонстрирует высший уровень его организации и развития, а также сознательные действия объектов и субъектов обучения. Целостный педагогический процесс предполагает гармоничность и взаимосвязанность всех его компонентов: например, задачи отвечают поставленным целям, для решения задач выбираются адекватные методические системы и технологии, в рамках последних реализуются правильно выбранные формы и приемы работы в структуре учебного процесса, а педагогом осуществляется объективная оценка уровня сформированности тех навыков и умений, которые были продиктованы задачами обучения.
Рассматривая педагогический процесс как целостное явление, мы больше исходим из того факта, что обучение происходит главным образом в структуре определенного учебного коллектива: класса в школе или группы студентов. Но каждый член учебного коллектива – это индивидуум, личность, с только ей присущим набором ценностных установок, способностей, социальных и физиологических факторов. И целостность педагогического процесса предполагает всестороннее развитие каждой такой личности. Говоря иными словами, по окончании педагогического взаимодействия под его влиянием должна сформироваться группа людей, получивших не только определенные знания и умения, но и личностные качества, отвечающие нравственным требованиям современного общества, и те, которые требует от молодого человека избранная им специальность. Но при всем при этом каждый человек все равно должен оставаться сам собой: таким образом, понятие «целостное развитие личности» предполагает ее преобразование, а не принуждение или иное психологическое давление.
Однако с сожалением приходится констатировать, что в ряде случаев педагогический процесс не всегда отличается своей целостностью. В чем же причины этого? Дело в том, что в педагогической деятельности существует ряд компонентов, которые сами по себе являются самостоятельными, но их необходимо соблюдать в единстве. И лишь подобное единство в соблюдении данных аспектов делает педагогический процесс действительно целостным. Ниже мы постараемся данные компоненты рассмотреть более детально.
Таких компонентов немало: в разное время в своих работах их упоминали педагоги и методисты разных направлений. В частности, в трудах Я.А. Коменского, Гумбольдта, Песталоцци, а позднее – К.Д. Ушинского и Л.С. Выготского. Перечислим основные из них.
Однако ни один из этих компонентов никогда не достигается самопроизвольно: каждый из них является плодом кропотливой работы педагога через осознанием им того, что каждый ученик – личность, с одной стороны, и что без учета личностных характеристик и качеств обучаемых построение гармоничного педагогического процесса вряд ли следует считать возможным.