Педагогика в системе наук о человеке

Современное общество трудно представить без педагогов, учителей, наставников, воспитателей. И у многих из нас встает вопрос: какое же место занимает педагогика в системе наук о человеке? У перечисленных категорий людей названия разные, но миссия общая – эти люди являются педагогами. В современной науке до сих пор нет единого мнения о том, к какой области науки следует отнести педагогику. В частности, одни ученые считают, что это – гуманитарная наука, другие полагают, что речь идет о науке общественной. Нам кажется, что истина где-то посредине: дело в том, что само по себе понятие «педагогика» — глубоко многогранное: начиная семейным воспитанием в младшем дошкольном возрасте и заканчивая подготовкой нового поколения ученых – кандидатов и докторов наук.

Научные области педагогики

В этой связи нельзя не отметить, что педагогика подразделяется на многочисленные области знаний, которые, в свою очередь, тоже принято считать научными областями. Перечислим лишь некоторые из них:

  • Семейная педагогика, теория и методика обучения и воспитания,
  • Профессиональное образование,
  • Дошкольная педагогика,
  • Лингводидактика,
  • Педагогика высшей школы,
  • Пенитенциарная педагогика.

Список – далеко не полный. И за каждым из упомянутых понятий кроется целый пласт теоретических основ, положений и колоссальная исследовательская база.

Общая педагогика в системе наук о человеке

Но если говорить о педагогике в целом, то ее все же следует отнести к общественным наукам. Неслучайно одно из ее основных направлений получило наименование «Общая педагогика»: в системе наук о человеке она рассматривается именно с общественных позиций.

Термин «педагогика»

Для того, чтобы лучше понять, какая роль отведена представителям этой науки в обществе, следует обратиться к этимологии термина «педагогика». Это слово – греческое: оно дословно звучит «пайдагогос» и образовано от существительного «пайдо» — «ребенок», и глагола «гогос» — «веду».

История термина

Первоначально словом «педагог» обозначались рабы, сопровождавшие детей своих господ в школу, которая как социальный институт начала складываться уже с античных времен. В частности, археологами были найдены глиняные дощечки, датируемые третьим веком до нашей эры, на которых имелись сделанные детьми записи с ошибками, исправленными учителем. Однако в дальнейшем речь шла уже не только о физическом сопровождении в буквальном смысле этого слова: появлялись люди, чьим занятием было именно интеллектуальное развитие детей и обучение их тому или иному ремеслу. Это были уже не рабы, а люди, занимавшиеся этим за установленную плату, то есть наемными работниками.

Подобная деятельность получила свое распространение и в Древней Руси, причем задолго до становления ее как христианского государства: славянские народы жили небольшими общинами, члены которых занимались тем или иным видом сельскохозяйственного и ручного труда, а эти умения передавались от старшего поколения к младшему. Как свидетельствует история, в XII веке первые учителя в России назывались «мастерами».

Однако педагогика древности не ограничивалась только обучением определенным видам деятельности: учителя учили детей взаимодействию с обществом, осуществляли нравственное и религиозное воспитание, прививали жизненные ценности, господствовавшие в то время.

И, конечно же, первыми воспитателями детей были их родители. Этот тезис нашел свое отражение и в современной педагогической науке: семья первична по отношению к школе.

Педагогика в наши дни

В то же время все описанное выше следует отнести к народной педагогике, которую еще нельзя было считать наукой: по мнению И.Ф. Исаева, В.И. Лозовой, В.А. Сластенина, речь шла скорее об одном из видов народного искусства, чем о науке: отсутствовали теоретические положения, знания о педагогических явлениях и взаимосвязи между ними. И лишь позднее, в первую очередь, в странах Европы, стал формироваться институт профессиональных учителей, который во многом существовал благодаря деятельности Церкви, но этих учителей уже можно было именовать педагогами в подлинном значении этого слова.

В настоящее время педагогика в системе наук о человеке занимает важное место: она дифференцирует причинно-следственные связи в развитии навыков и умений, постоянно приобретает все новые направления, последовательно описывая, какие изменения происходят в мыслительной деятельности человека под влиянием обучения и воспитания. В этой связи особо следует отметить связь педагогики с такими науками, как психология, нейрофизиология и медицина. Неслучайно в последнее время широкое распространение получило новое направление в педагогической деятельности – терапевтическая дидактика, которая позволяет определить пути развития и совершенствования навыков и умений у детей и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Таким образом, следует констатировать, что педагогика как наука занимает одно из ведущих мест в современном обществе и является своего рода посредником между другими областями наук о человеке.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий