Принципы обучения – это основные положения педагогической науки, определяющие содержание обучения, формы и характер учебного процесса в соответствии с целями и научными закономерностями последнего.
Следует отметить, что принципы обучения – предмет скорее методической области знаний, чем педагогики в целом. Например, можно говорить о принципах обучения диалогической речи, принципах развивающего обучения, принципах формирования навыков и умений анализа прочитанной литературы, принципах овладения алгоритмами решения уравнений и неравенств в математике.
При этом существуют общие и частные методические принципы. Общие затрагивают всю дидактическую систему либо методику обучения какому-либо предмету в целом, а частные касаются только какой-либо конкретной методической потребности.
К наиболее известным принципам обучения относятся следующие:
- Принцип развивающего обучения, т.е. осознание педагогом того, что обучение направлено на всестороннее развитие личности учащегося, а не только на формирование тех или иных навыков и умений, и прежде всего – на формирование нравственного потенциала личности.
- Принцип научности – данный принцип требует, чтобы учебный материал по своему содержанию знакомил учащихся с известными, доказанными и научно обоснованными теориями, законами, явлениями, фактами и связями между ними. Иными словами – с современным состоянием изучаемой науки. В частности, педагогу не следует прибегать к использованию в учебном процессе недостоверных фактов, научная доказанность которых на данный момент находится под вопросом.
- Принцип последовательности и систематичности предполагает построение учебного процесса в виде единой системы и его подачу в определенном порядке, что находит отражение, в частности, в разработанных учебных программах, календарном планировании и логической взаимосвязи одной части учебного материала с последующей.
- Принцип связи теории с практикой предполагает мотивацию учащихся к использую полученных знаний в своей собственной жизни и (или) в будущей профессиональной деятельности, если речь идет о профессиональном обучении, а не только знакомство с теми или иными теоретическими положениями. Если обратиться к практике современного школьного образования, то данный принцип находит широкое применение в участии учеников в общественно полезной деятельности в школе и вне ее на основе полученных ими знаний. Например, детям из уроков биологии стало известно, что птицы нуждаются в систематическом приеме пищи. Соответственно, им предлагается изготовить кормушки для птиц и понаблюдать за питанием птиц.
- Принцип сознательности и активности – предполагает формирование сознательного отношения учащихся к необходимости овладения учебным материалом и убеждения их в том, что это необходимо им лично, а не педагогу. Также данный принцип предполагает, что без активного участия в учебной деятельности нельзя говорить о позитивных результатах обучения.
- Принцип интереса для учащихся – материал должен не только содержать изучаемые теории и факты, но и быть интересным для учащихся. В противном случае ставится под вопрос реализация другого принципа – сознательности и активности и, соответственно, качества обучения.
- Принцип учета ранее сформированных навыков и умений – данный принцип предполагает построение учебного процессе, выбор форм и приемов работы на основе уже имеющихся у учащихся знаний на момент проведения учебного занятия либо перехода к изучению последующей части учебного материала.
- Принцип учета возрастных и психологических особенностей учащихся требует от педагога выбора тех форм, методов и приемов работы, а также конкретного учебного материала, литературы для классного и внеклассного чтения, которые по своему содержанию соответствовали бы нормам психического развития детей и подростков. Иными словами, учебный материал не должен быть перегружен излишними академическими оборотами, непонятными терминами, либо чрезмерно большим по содержанию, если речь идет об обучении, к примеру, учеников пятого класса.