Обучение в начальных классах средней школы и принципы подбора репетитора – это то, что является «первой», если можно выразиться образно, «солирующей» партией всего курса обучения, от успеха которой во многом зависит и интеллектуальное, и нравственное, и социально-культурное развитие ребенка. Безусловно, данная функция законом во многой степени отводится учителю начальных классов, у которого школьник обучается в школе, но в силу ряда причин получить качественное развитие всех необходимых навыков и умений (а это – и чтение, и письмо, и арифметика, и изобразительное искусство, и грамматика, и даже иностранный язык) в условиях школы не всегда представляется возможным. Это может быть связано с загруженностью класса, недостаточным техническим и методическим обеспечением школы и, к сожалению, невысокой квалификацией и педагогическим мастерством учителя. Однако вопрос остается открытым: ребенок должен получить знания, которые помогли бы ему продолжить полноценное образование.
Вот тут-то на помощь и приходит сторонний педагог, который в свое свободное время готов позаниматься с Вашим ребенком по всем школьным предметам. Это – педагог-репетитор. Хотя данное понятия во многом относится именно к учителям-предметникам, на современном этапе оно более всего касается учителей, работающих с учениками начальных классов. Этот рынок очень насыщен различными предложениями.
Единого ответа здесь нет, и быть не может. Однако мы, основываясь на свой собственный опыт, выработали десять советов-рекомендаций, которые помогут Вам не ошибиться, подбирая педагога для своего ребенка. От того, правильным ли окажется этот выбор, зависит успех обучения.
Мы выработали десять советов-рекомендаций, которые помогут Вам не ошибиться, подбирая педагога для своего ребенка.
Все мы пытаемся описать свои лучшие моменты, однако объективная сторона, увы, может показать обратное. Поэтому лучше всего сделать это по рекомендации своих друзей, близких, коллег или родителей сверстников Вашего ребенка, которые учатся с ним в классе.
Если же Вы решили обратиться к рекламным предложениям в Интернете и СМИ, необходим взвешенный подход, поскольку Вы этого человека абсолютно не знаете – о нем нет никакой информации, кроме его контактных данных и описываемого им факта, что он – учитель. Следовательно, необходима с каждым из претендентов личная встреча, беседа, которая поможет понять, тот ли человек перед Вами.
Это те педагоги, которые работают в школе сами или в течение длительного времени преподавали в ней. Они, как никто иной, разбираются во всех тонкостях этого процесса и знают, как лучше построить учебный процесс.
Равно как и очень дорого – тоже: единственным критерием оценки репетитора должно быть качество проводимого им обучения, а цена зависит от многих факторов и формируется рыночными условиями (например, место жительства ученика, дорожные расходы, наличие категории или ученой степени, проведение урока на дому у ученика и т.д.).
Учитель должен обязательно продемонстрировать свои документы об образовании и те, которые подтверждают его опыт работы. Это – диплом об окончании педагогического вуза по специальности «начальное обучение» (не ниже бакалавра), выписка из трудовой книжки, рекомендательное письмо. В последнем случае оно должно содержать данные, по которым можно связаться с его автором для прояснения интересующих вопросов.
Первая встреча учителя и ученика – это лишь знакомство с ним. Она должна происходить в присутствии родителей или родственников, а учитель, общаясь с ребенком, должен выявить реально существующие проблемы в обучении, поведении, характере и дать рекомендации родителям, и лишь затем возможно ведение переговоров о систематическом проведении занятий.
Помните, что домашнее задание адресовано ученику, а не учителю! И цель его – закрепление знаний, полученных на уроке, либо развитие сопутствующих навыков, памяти или логического мышления. Учитель может присутствовать при выполнении задания, проверить его, исправить допущенные ошибки или (лучше) предложить ученику самому найти их и это сделать, а затем переписать домашнее задание (если оно – письменное) в рабочую тетрадь. Опытный педагог обязательно предложит для этих целей завести черновик.
Наоборот, это нежелательно, поскольку ребенок будет уставать. Идеальная продолжительность занятия по всем предметам – 1 час 20 минут. За это время вполне можно и объяснить материал, который в школе показался тяжелым, и вместе выполнить домашнее задание, и проверить успеваемость в классе согласно записям в тетради.
Современная педагогическая наука все больше склоняется к так называемой «педагогике сотрудничества». Это особенно важно в начальной школе: ученик должен понять, что педагог – это не враг, а человек, который приходит к нему, чтобы помочь справиться с возникшими проблемами. В то же время нельзя и попустительствовать недостойному поведению, лености, низкому прилежанию и легкомысленному отношению к обучению. Грамотный педагог обязан вести планомерную воспитательную работу, направленную на искоренение этих явлений и на осознание их пагубности, прежде всего, для самого ученика.
Истерические расстройства личности (например, плаксивость), эмоциональная заторможенность – это расстройства нервной системы ребенка, которые в настоящее время успешно лечатся. Однако для этого параллельно с помощью педагога ребенку понадобится и помощь врача-детского невропатолога, к которому можно обратиться как в детской поликлинике по месту жительства, так и со стороны (здесь опять же профессиональные качества специалиста – главное условие).