Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из главных задач, встающих перед любым педагогом вне зависимости от характера его деятельности, является развитие личности обучаемого. Развитие личности как педагогическая проблема всегда ставилась во главу угла практически с момента зарождении педагогики не только как науки, но и как социального института на ранних этапах его развития.

Известно, что личность не развивается сама по себе: речь может идти только о заложенной генетической информации, склонности к тому или иному виду деятельности, особенностях развития первой и второй сигнальных систем. Однако дальнейшее развитие личности происходит под влиянием воспитания, обучения и образования в целом. Одно из основных теоретических положений современной педагогики гласит, что семья первична по отношению к школе. Следовательно, родители являются первыми воспитателями детей. Под их наблюдением, воспитательным воздействием, под влиянием их общения происходит зарождение первичных черт личности, мыслительной и речевой деятельности. В этой связи уместно упомянуть работы Э.Л. Фрухт, которая создала шкалу нервно-психического развития детей раннего возраста, и в которых главенствующая роль в этом была отведена родителям.

Таким образом, на момент поступления в школу ребенка уже следует считать личностью, или индивидом, с только ему присущими уникальными психологическими данными, языковой картиной мира и особенностями мировосприятия. Однако дальнейшее развитие личности как педагогическая проблема разрешается совместно родителями и учителями.

Однако для того, чтобы описать, как именно эта проблема находит решение, и какое развитие получает личность в процессе педагогического воздействия, нам представляется привести научное толкование термина «личность», данное выдающимся отечественным педагогом и психологом Л.С. Выготским. По его мнению, личность – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции, и которая формируется для обслуживания этих функций, главная из которых – творческое освоение общественного опыта и включение в систему социальных отношений.

Современные подходы к развитию личности

Современная педагогическая наука выделяет большое количество подходов к развитию личности. Прежде всего, следует оговориться, что развитие личности применимо не только к детям дошкольного и школьного возраста, и даже не только к студентам, но и ко всем людям, меняющих свое мировосприятие, получающие новые знания и умения, начинающие иначе воспринимать те или иные факты и явления под влиянием образования. Неслучайно, как мы уже и писали в статье «Образование как социальный феномен», в современной педагогике вырисовалось новое направление – образование взрослых. Сюда можно отнести, в частности, получение дополнительного высшего образования, переквалификацию, усовершенствование, овладение передовыми технологиями для их использования в рамках уже имеющейся специальности. Например, еще тридцать лет тому назад казалось невозможным использование компьютерных технологий при проведении хирургических операций, в то время как сегодня это – широко распространенная практика. Здесь можно говорить о развитии личности врача как специалиста. Но, опять-таки, качество такого развития личности зависит и от того, чьими силами оно проводится, и желает ли сам объект образования изменять свои личностные установки.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий