Одной из главных задач, встающих перед любым педагогом вне зависимости от характера его деятельности, является развитие личности обучаемого. Развитие личности как педагогическая проблема всегда ставилась во главу угла практически с момента зарождении педагогики не только как науки, но и как социального института на ранних этапах его развития.
Известно, что личность не развивается сама по себе: речь может идти только о заложенной генетической информации, склонности к тому или иному виду деятельности, особенностях развития первой и второй сигнальных систем. Однако дальнейшее развитие личности происходит под влиянием воспитания, обучения и образования в целом. Одно из основных теоретических положений современной педагогики гласит, что семья первична по отношению к школе. Следовательно, родители являются первыми воспитателями детей. Под их наблюдением, воспитательным воздействием, под влиянием их общения происходит зарождение первичных черт личности, мыслительной и речевой деятельности. В этой связи уместно упомянуть работы Э.Л. Фрухт, которая создала шкалу нервно-психического развития детей раннего возраста, и в которых главенствующая роль в этом была отведена родителям.
Таким образом, на момент поступления в школу ребенка уже следует считать личностью, или индивидом, с только ему присущими уникальными психологическими данными, языковой картиной мира и особенностями мировосприятия. Однако дальнейшее развитие личности как педагогическая проблема разрешается совместно родителями и учителями.
Однако для того, чтобы описать, как именно эта проблема находит решение, и какое развитие получает личность в процессе педагогического воздействия, нам представляется привести научное толкование термина «личность», данное выдающимся отечественным педагогом и психологом Л.С. Выготским. По его мнению, личность – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции, и которая формируется для обслуживания этих функций, главная из которых – творческое освоение общественного опыта и включение в систему социальных отношений.
Современная педагогическая наука выделяет большое количество подходов к развитию личности. Прежде всего, следует оговориться, что развитие личности применимо не только к детям дошкольного и школьного возраста, и даже не только к студентам, но и ко всем людям, меняющих свое мировосприятие, получающие новые знания и умения, начинающие иначе воспринимать те или иные факты и явления под влиянием образования. Неслучайно, как мы уже и писали в статье «Образование как социальный феномен», в современной педагогике вырисовалось новое направление – образование взрослых. Сюда можно отнести, в частности, получение дополнительного высшего образования, переквалификацию, усовершенствование, овладение передовыми технологиями для их использования в рамках уже имеющейся специальности. Например, еще тридцать лет тому назад казалось невозможным использование компьютерных технологий при проведении хирургических операций, в то время как сегодня это – широко распространенная практика. Здесь можно говорить о развитии личности врача как специалиста. Но, опять-таки, качество такого развития личности зависит и от того, чьими силами оно проводится, и желает ли сам объект образования изменять свои личностные установки.