Современная педагогическая наука всегда воспринимала обучение и развитие личности как два взаимосвязанных между собой процесса. Однако возникает невольный вопрос: какова роль обучения в развитии личности ребенка, школьника, молодого человека? И возможно ли развитие личности без обучения? Или, возможно, напротив, обучение не играет роли в развитии личности.
Первоначально считалось, что обучение и развитие – это два независимых друг от друга процесса: обучение, по мнению сторонников данного подхода, следует воспринимать как стороннее использование интеллектуальных возможностей человека.
Позднее появилась другая точка зрения, гласившая, что обучение и развитие – это один и тот же процесс. Однако с такой точкой зрения современная педагогическая наука не согласна, поскольку обучению всегда предшествует первоначальное развитие нервно-психической деятельности ребенка, — сначала естественным путем, а немного позднее – под влиянием родителей, и лишь затем, на базе уже сформированных первоначальных навыков и умений, можно говорить о возможности обучения – сначала дошкольного, а затем – в средней школе.
И, наконец, выдающимся отечественным ученым-педагогом и психологом Л.С. Выготским выдвинуто третье положение о том, что обучение может не только осуществляться параллельно с развитием личности, но и опережать его, обогащая личность человека новыми знаниями, навыками и умениями. Именно данная концепция является наиболее распространенной среди современных педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом. Для того, чтобы понять, какова подлинная роль обучения в развитии личности, обратимся к нескольким примерам.
Однако если обратиться к научному толкованию понятия «обучение», то становится очевидным, что обучение – это не только передача информации от педагога к обучаемому, а широкое взаимодействие между ними, которое порождает именно развитие личности. В частности, изучая, например, русский язык в качестве родного, школьник не только получает представления о грамматическом строе русской речи, об орфоэпических и орфографических требованиях языка, но и о том, какой должна быть эта речь, какие слова говорить уместно, а какие – нет, и почему. Таким образом, в процессе обучения русскому языку формируется культура речи.
Приведем другой пример. Обучение математике в школе, казалось бы, ставит своей задачей ознакомить учащихся о взаимоотношениях чисел в природе и математических законах, на которых базируются такие науки, как, например, физика и химия. Однако, получая эти знания, школьник расширяет свой кругозор, и его личность обогащается кругом знаний, представлений и способностью к собственному суждению, причем эти знания всегда многогранны и не ограничиваются какой-нибудь узкой областью.
Все сказанное выше актуально не только относительно вопросов обучения в школе. В частности, немалая роль обучения в развитии личности принадлежит и сфере профессионального образования. Кем должен являться специалист, например, в области вычислительной техники? Только ли специалистом в области инженерной деятельности и технического обслуживания компьютеров? – Очевидно, что нет: студенты данного направления изучают такие дисциплины, как историю, философию, иностранные языки, высшую математику, сопротивление материалов. И даже само образование по своей сути нельзя назвать только техническим: выпускник технического вуза будет обладать и знаниями в области гуманитарных наук. Все это позволяет нам говорить о качественном развитии личности под влиянием обучения.
Таким образом, именно обучение, причем даже вне зависимости от его направленности, является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие личности человека и его потенциальной ценности в современном обществе.