Любое научное исследование нельзя считать успешным без правильного выбора методики его проведения. В частности, это касается и исследований в области педагогики. Для того, чтобы цели и задачи исследования оказались успешно достигнутыми, прежде всего, необходимо правильно выбрать методы исследования в русле той или иной методики. Причем понятие «метод» является вторичным по отношению к другому, более широкому понятию «методика». Система методов и методика педагогического исследования глубоко многогранна. В данной статье мы постараемся проанализировать, какими методами пользуется современная педагогическая наука.
В первую очередь, необходимо дать четкое определение понятию «методика» в контексте педагогической исследовательской деятельности. Методика педагогического исследования – это совокупность теоретических и эмпирических методов проведения научного исследования, которые предоставляют наиболее достоверно исследовать учебный процесс, его составляющие, происходящие в нем явления и взаимосвязь между ними. В свою очередь, методика подразделяется на методы исследования, которые могут быть также и теоретическими, и праксиметрическими, и экспериментальными. Все эти методы образуют между собой систему методов педагогического исследования.
В большинстве случаев, при проведении исследований в области педагогики и связанных с ней областей знаний (и прежде всего – методики обучения и воспитания), используются несколько методов исследования. Разберем небольшой прмер. Исследователь посчитал, что в область методики преподавания русского языка следует внести инновационную методическую технологию. Однако перед ним встает ряд вопросов: а является ли эта технология действительно новой? Предпринимались ли подобные попытки ранее? А нужно ли это в принципе? Ведь существуют и другие, известные решения проблемы формирования речевой компетенции школьников, которые в ряде случаев успешно функционируют. Возможно, за исключением каких-то частных аспектов, которые и послужили почвой для разработки данной технологии и стали причиной убеждения специалиста в том, что предложенная им технология решает эти уязвимые моменты. И, наконец, главный вопрос: а действительно ли эта технология окажется эффективной и решит поднятые проблемы, или, возможно, это является иллюзией?
Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо, прежде всего, изучить уже известные решения, описанные в научной литературе. Это называется теоретическим методом исследования. Такое изучение предполагает знакомство с научными исследованиями, их результатами, сравнением с массовым педагогическим опытом и выявление положительных и отрицательных сторон уже известных решений.
Еще одним методом педагогического исследования является аналитический. Здесь речь идет не только об изучении теоретических положений, но и собственного педагогического опыта, анализа учебной (а не только научной) литературы, а также анкетирование, интервьюирование, изучение школьной или вузовской (факультетской или архивной) документации на предмет анализа успеваемости по тем или иным дисциплинам, сбор и обработка статистических данных.
И, наконец, одним из наиболее эффективных методов педагогического исследования, который имеет глубоко эмпирический характер, является экспериментальный метод или, иными словами, методический эксперимент. В своем классическом понимании данный термин представляет собой три фазы: констатирующую, где фиксируется состояние уровня подготовки по интересующему исследователя направлению, обучающую, где автором исследования методическая технология или система избирательно внедряется в учебный процесс, и контрольную, когда полученные в ходе внедрения новой методической технологии или системы результаты сравниваются с результатами обучения тех, в чьем отношении данная инновация не использовалась. Следует отметить, что экспериментальный метод педагогического исследования может осуществляться на протяжении длительного периода времени, вплоть до десятилетий, и лишь затем найти подтверждение эффективности предложенной технологии, системы или модели обучения, после чего быть опубликованной в виде рецензируемой монографии, учебной программы или диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора педагогических наук, что всегда предполагает оценку проведенного исследования не только автором лично, но и рядом независимых ученых-экспертов и научных организаций.
Таким образом, система методов и методика педагогического исследования и проведение исследовательской работы в ее русле является одним из залогов эффективности научно-педагогического поиска.