Сущность социализации и ее стадии

В современном обществе человек не может существовать сам по себе: о какой бы культуре, стране или иной форме организации общества ни шла речь, каждый индивидуум является частью этого общества. Более того, взаимодействие с другими членами общества необходимо человеку для его полноценного функционирования как состоявшейся личности и для того, чтобы каждая из этих отдельных личностей, друг друга дополняя, создавала социум. Однако каждая личность сама по себе – уникальна. Неслучайно великий мыслитель Древней Греции Аристотель писал, что «Город – это единство непохожих». И каждая личность планомерно и последовательно входит в общество, органически переплетаясь с ним и становясь ее частью. Подобный процесс начинается в раннем детстве и продолжается практически на всем протяжении жизни человека. Сейчас мы постараемся всесторонне разобрать сущность социализации и ее стадии.

Данный процесс взаимодействия личности с другими членами общества называется социализацией. Однако социализация не происходит спонтанно, и в научной литературе на сегодняшний день отсутствует четкое видение последовательности этапов социализации личности.

Данное явление, являясь предметом педагогической науки, в то же время является предметом междисциплинарных связей, например, педагогики с психологией, теорией и методикой обучения и воспитания, физиологией, нейрофизиологией и медициной. Например, ученые-медики вполне обоснованно считают, что остановка социализации личности на каком-то определенном этапе жизненного пути человека является проявлением заболевания и может крайне негативно сказаться и на психике человека, и на его способности быть полноценной частью социума.

Сущность социализации и ее стадии впервые стали предметом изучения американских социологов (в частности, в работах Т. Парсонса, Р. Мертон). Последователи данной школы понимают процесс социализации личности через адаптацию, или приспособление к существующим жизненным обстоятельствам, характеру социальной среды и окружения и задачам, которые возлагаются на человека обществом.

Представители другой школы, одним из ярких представителей которой является К. Роджерс, напротив, полагали, что сущность социализации личности заключается в  формировании «Я-концепции», самореализации творческих способностей и духовных потребностей, которые не только не приспособляются к существующим общественным тенденциям, но и, напротив, иной раз противостоят им. По мнению представителей данной школы, речь идет о противостоянии, прежде всего, негативным и деструктивным явлениям того социума, в котором находится человек.

Подобные подходы во многом разделяются и отечественными педагогами, которые, в частности, И.Ф. Исаев, А.П. Тряпицына, В.А. Сластенин считают, что социализация личности есть непрерывный процесс, который подчинен ряду закономерностей. Однако для того, чтобы понять, каким образом проходит социализация личности в продолжении жизненного пути человека, необходимо выделать основные стадии социализации.

Стадии социализации личности

Отечественная педагогическая наука вполне справедливо полагает, что социализация личности и ее стадии тесно связаны с трудовой деятельностью человека, поскольку именно она во многом определяется природными склонностями, воспитанием, выбранной специальностью и формирует весь дальнейший жизненный уклад.

Так, современными учеными выделяются следующие основные стадии социализации личности.

  • Дотрудовая, которая включает часть жизни человека до начала трудовой деятельности. Сюда же в большинстве случаев следует отнести детство и период обучения в школе, а также профессиональное образование на его начальных этапах.
  • Трудовая – это та стадия социализации личности, которая начинается с момента осуществления человеком трудовой деятельности вплоть до ее окончания. Именно данный период принято считать пиком наивысшей социальной активности человека.
  • Послетрудовая – это стадия социализации человека, которая наступает по окончании его трудовой деятельности. Здесь следует оговориться, что, во-первых, не обязательно идет именно о выходе на пенсию, это может быть невозможность осуществления ранее доступной трудовой деятельности по ряду объективных причин, например, утраты ценности полученных специальностей и профессионального опыта на рынке труда. Или же это может быть связано с имеющими место серьезными заболеваниями, лишающими человека возможности продолжения трудовой деятельности. В данном случае государством применяется такая форма социальной защиты, как оформление инвалидности. Но, опять же, ни оформление инвалидности, ни выход на пенсию по старости, ни даже сам факт старения человека вовсе не означает регресса социализации его личности. Напротив, в данной стадии возможно появление новых увлечений, видов деятельности, ранее недоступных, в том числе и творческих, увеличение роли и позиции межличностной коммуникации в жизни человека. Неслучайно за рубежом, в частности, в Германии, широкое распространение получили так называемые народные школы, где формируются группы для пожилых людей, участвуя в которых, они овладевают, например, кулинарным мастерством, изобразительным искусством, изготовлением предметов одежды. Также в Западной Европе и США широко распространено увлечение путешествиями среди пожилых людей. Это во многом объясняется тем, что они ранее не всегда имели такую возможность в силу своей трудовой занятости. И эта форма проведения свободного времени также способствует успешной социализации личности.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий