В современном обществе человек не может существовать сам по себе: о какой бы культуре, стране или иной форме организации общества ни шла речь, каждый индивидуум является частью этого общества. Более того, взаимодействие с другими членами общества необходимо человеку для его полноценного функционирования как состоявшейся личности и для того, чтобы каждая из этих отдельных личностей, друг друга дополняя, создавала социум. Однако каждая личность сама по себе – уникальна. Неслучайно великий мыслитель Древней Греции Аристотель писал, что «Город – это единство непохожих». И каждая личность планомерно и последовательно входит в общество, органически переплетаясь с ним и становясь ее частью. Подобный процесс начинается в раннем детстве и продолжается практически на всем протяжении жизни человека. Сейчас мы постараемся всесторонне разобрать сущность социализации и ее стадии.
Данный процесс взаимодействия личности с другими членами общества называется социализацией. Однако социализация не происходит спонтанно, и в научной литературе на сегодняшний день отсутствует четкое видение последовательности этапов социализации личности.
Данное явление, являясь предметом педагогической науки, в то же время является предметом междисциплинарных связей, например, педагогики с психологией, теорией и методикой обучения и воспитания, физиологией, нейрофизиологией и медициной. Например, ученые-медики вполне обоснованно считают, что остановка социализации личности на каком-то определенном этапе жизненного пути человека является проявлением заболевания и может крайне негативно сказаться и на психике человека, и на его способности быть полноценной частью социума.
Сущность социализации и ее стадии впервые стали предметом изучения американских социологов (в частности, в работах Т. Парсонса, Р. Мертон). Последователи данной школы понимают процесс социализации личности через адаптацию, или приспособление к существующим жизненным обстоятельствам, характеру социальной среды и окружения и задачам, которые возлагаются на человека обществом.
Представители другой школы, одним из ярких представителей которой является К. Роджерс, напротив, полагали, что сущность социализации личности заключается в формировании «Я-концепции», самореализации творческих способностей и духовных потребностей, которые не только не приспособляются к существующим общественным тенденциям, но и, напротив, иной раз противостоят им. По мнению представителей данной школы, речь идет о противостоянии, прежде всего, негативным и деструктивным явлениям того социума, в котором находится человек.
Подобные подходы во многом разделяются и отечественными педагогами, которые, в частности, И.Ф. Исаев, А.П. Тряпицына, В.А. Сластенин считают, что социализация личности есть непрерывный процесс, который подчинен ряду закономерностей. Однако для того, чтобы понять, каким образом проходит социализация личности в продолжении жизненного пути человека, необходимо выделать основные стадии социализации.
Отечественная педагогическая наука вполне справедливо полагает, что социализация личности и ее стадии тесно связаны с трудовой деятельностью человека, поскольку именно она во многом определяется природными склонностями, воспитанием, выбранной специальностью и формирует весь дальнейший жизненный уклад.
Так, современными учеными выделяются следующие основные стадии социализации личности.