Быть лидером – не каждому дано: это – пожалуй, истина, с которой мало кто будет спорить. Понятие «лидер», вопреки распространенному стереотипу, — это не начальник, не администратор и не глава компании, а, прежде всего, человек, способный быть таковым, то есть наделенный лидерскими качествами. Какие же они, эти качества?
Во-первых, харизматичность – способность увлечь своим примером, деятельностью, поведением и заставить следовать за собой. Во-вторых, принципиальность, готовность пожертвовать чем-то личным во имя интересов компании или общества. Идеальный лидер – это и талантливый менеджер, и хороший дипломат, и профессионал высокого уровня.
Однако, к сожалению, так бывает не везде и не всегда. В нашей жизни – немало примеров того, как из-за недальновидности, отсутствия необходимых качеств, а то и вовсе откровенного самодурства страдает деятельность всей компании или даже больше – города, общества и целых государств. Причем по злой иронии судьбы страдают не эти, мягко говоря, неудавшиеся лидеры, а другие люди, оказавшиеся так или иначе от них в зависимости. Если сравнить деятельность лидера в компании с оркестром, то нетрудно себе представить, что будет в том случае, если дирижер не будет знать партитуру произведения, не будет владеть техникой дирижирования сам и не сможет заставить все партии звучать, создавая необходимую мелодию. Следовательно, нужно быть не только первоклассным знатоком своего дела, но и, образно говоря, дирижером того коллектива, которым он руководит.
Отметим, что иногда плохого лидера распознать трудно, тем более, что первое впечатление бывает обманчивым. Основываясь на мировой опыт и научные исследования в сфере психологии, мы выделили восемь признаков, которые могут показать, что руководитель – не из лучших.
Эмпатия – это осознанное сопереживание состоянию другого человека посредством проникновения в его внутренний мир. Работа любого руководителя предполагает работу с другими людьми, причем с людьми совершенно разными и постоянно – с коллегами, подчиненными, клиентами, должностными лицами. Если этого качества нет, трудно говорить об успехе этого человека на поприще лидерства. «Дежурная» отговорка на все случаи жизни «Это ваши проблемы» — первый признак несостоятельности руководящего работника!
«Все течет, все меняется», — гласит главный жизненный философский принцип. Особенно это касается руководящей работы, где всегда имеются какие-то перемены: от внезапной проверки до изменения основного закона. Руководитель должен не только быть морально к этому готовым, но и адекватно реагировать на встающие перед ним вызовы.
Жизнь по принципу «И вашим, и нашим» — это, прежде всего, отличительная черта приспособленца и лицемерного человека, готового улыбаться перед самыми недостойными людьми и исполнять их любые капризы, только лишь потому, что это по какой-то причине выгодно (например, из-за наличия возможности повышения в должности). Очевидно, что от такого человека нельзя ожидать ни принятия правильных решений, ни уважения к подчиненным, ни ответственности за свои действия.
Я – это последняя буква алфавита. Истинно великие люди никогда не были высокомерными и, напротив, всегда понимали. Что руководить кем-то и ли чем-то – не значит идти «по головам» других людей, напрочь игнорируя их мнение (причем нередко – вполне обоснованное и верное) и обижая их. Конечно, субординация и требовательность быть должны, но понятие «требовательность» не подменяет собой понятия «уважение».
Если человек не знает, как и когда правильно одеться, навести порядок дома в офисе, постоянно забывает, что и где у него лежит, опаздывает на встречу или запланированные мероприятия, то можно ли от него ожидать способности руководить вверенным ему отделом, департаментом или компанией? Конечно, нет! Если он и будет это делать – то эта деятельность не увенчается успехом, у такого лидера все время будут возникать всевозможные казусы. Причем в самый неподходящий момент…
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Эта истина, безусловно, права. Подлинный лидер должен трезво оценивать личные и деловые качества людей, и на основе этого вступать с ними в деловые и партнерские отношения, вести взвешенную кадровую политику и создавать необходимый кадровый потенциал компании.
«В человеке все должно быть прекрасно» — писал А.П. Чехов, имея в виду любого человека. В таком случае, не более ли следует это отнести к тому, кого мы считаем лидером? Если, например, человек эмоционально неустойчив, его все время преследуют конфликты в семье, он не может довести начатое до конца, бросая то одно, то другое на полпути, пусть даже являясь хорошим специалистом в своей области, то управленческая работа – не для него.
Работа лидера в какой-то мере схожа с работой педагога. Руководитель является в некоей мере учителем и наставником для своих подчиненных: именно он и должен являться для них примером, эталоном, более опытным коллегой, к которому можно обратиться за советом. А это всегда предполагает готовность войти в положение подчиненного или даже помочь ему справиться с неподъемной для него задачей. Помимо того, что это само по себе – качество, достойное уважения, отзывчивость является одним из ключевых штрихов к портрету настоящего лидера. Если же, наоборот, руководитель на все вопросы коллег безапелляционно отвечает «Это – проблемы не мои», «Без понятия», «Не знаю», то это может свидетельствовать разве что о его некомпетентности или высокомерии, или о том и другом, вместе взятом.