Логика учебного процесса и структура процесса усвоения

Невозможно говорить о положительном результате обучения и о полноценном овладении системой знаний, умений и навыков без учета таких составляющих, как логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Любой учебный процесс строится на основе логики учебного процесса, которая является одним из принципиальных предметов его содержания.

Следует отметить, что логика учебного процесса не является обычной логической связью между логикой учебного материала, его содержанием и программой обучения, а представляет собой некий симбиоз логики сути учебного предмета и психологических аспектов его восприятия учащимися.

Именно логика учебного процесса и структура процесса усвоения учебного материала является одной из основных задач педагога. В частности, учителю важно понять, какая должна быть поставлена задача перед учащимися, как это сделать с тем, чтобы она была понята ими, какой фактический материал и в каком объеме следует предлагать к обучению, на основе каких уже имеющихся у учеников знаний будет базироваться изучение нового материала.

Также в аспекте усвоения учебного материала важно правильно определиться с тем, какие задания и виды самостоятельной работы следует предложить с данной целью, какие факты описать или продемонстрировать учащимся для наблюдения и построения ими собственных выводов.

В современной педагогической науке стала традиционной логика обучения от восприятия конкретных предметов, фактов и явлений к образованию представлений о них и от обобщения конкретных представлений к определенным понятиям. Эту логику можно считать универсальной, поскольку данная концепция справедлива по отношению к изучению любого учебного предмета. Например, при изучении физики ученику известны представления о холоде или тепле. Соответственно, на основе из сравнительного анализа и на основе представленной информации учителем формируется такие понятия, как «температура», «низкая температура», «высокая температура», «градус как единица измерения температуры». Или другой пример: при обучении школьников русскому языку им известно о том, что такое слово. Однако известно и то, что слова сами по себе не существуют и не могут выразить какую-то мысль. На основе сформулированного учителем толкования термина «предложение» у учеников формируется понятие о предложении и о том, что предложение – это группа слов, связанных грамматически и по смыслу и выражающая законченную мысль.

Виды восприятия учебного материала

Однако учебный материал и его части, а также базовые представления, на основе которых формируются понятия и заключения, воспринимаются по-разному: это зависит и от самого предмета или явления, и от личности ученика, и от того, к какому способу объяснения учебного материала обращается учитель. Существуют два наиболее известных способа восприятия предметов и явлений:

  • Чувственное познание,
  • Абстрактное мышление.

Чувственное познание предполагает познание того, что затрагивает все органы чувств и весь мыслительный аппарат человека. При этом существуют два вида такого познания: ощущение и восприятие. Например, ощущение того, что это – незнакомое литературное произведение, того, что сейчас ученику будет предложено выполнить письменное задание. Или восприятие произведения «Герой нашего времени» как прозаического, а не как поэтического, восприятие незнакомого слова на изучаемом иностранном языке на слух. Однако все это основывается на познании чего-либо конкретного: определенных событий, фактов, предметов или явлений. В то же время существуют такие понятия, которые не могут быть восприняты чувственно. К ним относятся, например, этика, совесть, культура, нравственность. Все это – абстрактные понятия, которые могут быть восприняты лишь сквозь призму абстрактного мышления.

Абстрактное мышление – это восприятие посредством образного мышления. Иными словами, абстрактное понятие всегда воспринимается как совокупность неких явлений, которые можно понять чувственно, и которые вместе составляют единое целое. Например, ученик понимает, что такое кража – присвоение чужого имущества, глубоко недостойный порядочного человека поступок и преступление. Что происходит в результате кражи? – В результате нее тот, у кого украли, лишается того, что являлось для него ценным. Встает следующий логический вопрос: как этот поступок согласуется с представлениями о порядочности и нравственности? – Ответ очевиден: кража полностью им противоречит. Отсюда и возникает понимание понятия «нравственность» посредством абстрактного мышления.

Структура усвоения учебного материала

Качество любого обучения определяется по уровню сформированности тех или иных навыков и умений и по степени достижения поставленных целей и задач. Поэтому главным критерием здесь является структура усвоения учебного материала и его закрепления. Причем критерием успешного усвоения материала является готовность к его использованию в дальнейшем на практике (и не обязательно только в поле учебного процесса). А закрепление материала предполагает повторное переосмысление и неоднократное повторение ранее изученного, а также введение этого материала в личный жизненный опыт ученика. В педагогической науке нет единого представления об универсальной структуре усвоения учебного материала, она в каждом случае варьируется от конкретного учебного предмета и характера материала. Тем не менее, наиболее признанным средством усвоения и закрепления учебного материала является система упражнений.

Однако упражнения – не единственная часть структуры усвоения учебного материала: это во многом – и практическая деятельность. Так, например, на занятиях по биологии, химии или физике высокую ценность в аспекте закрепления изученного материала имеют лабораторные и исследовательские работы, а также работа на пришкольном участке с целью формирования навыков и умений трудовой деятельности и (или) наблюдения за живой природой, что помогает глубже овладеть учебным материалом по таким предметам, как биология и география.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий