Главная Блог Образование Характеристики основных концепций развивающего обучения
Характеристики основных концепций развивающего обучения

Характеристики основных концепций развивающего обучения

В современной педагогике концепция развивающего обучения занимает ключевую позицию и находит активное применение в образовательной практике. Под развивающим обучением понимается образовательный процесс, нацеленный на гармоничное развитие физических, умственных и познавательных способностей учащихся, а также на их нравственное воспитание, что достигается через адаптацию содержания, методов и форм обучения к возможностям и особенностям развития детей. Разнообразие концепций в рамках развивающего обучения непрерывно растет, каждая из них вносит свой вклад в динамическое развитие образовательной науки, предлагая новые подходы и исследования. В данной статье мы рассмотрим основные концепции развивающего обучения, которые получили наибольшее признание и распространение в педагогическом сообществе.

Концепция опережающего обучения Л.В. Занкова

В контексте основных концепций развивающего обучения значительное место занимает концепция опережающего обучения, разработанная советским педагогом Л.В. Занковым в конце 1950-х годов. Эта концепция, вдохновленная теориями известного педагога и психолога Л.С. Выготского, была основана на глубоком исследовании закономерностей и принципов обучения. Занков и его команда стремились выявить эффективные способы обучения младших школьников, которые могли бы превзойти результаты традиционных методик того времени.

Ключевыми элементами концепции Занкова являлись:

  • Обучение на высоком уровне сложности,
  • Ускоренное усвоение учебного материала,
  • Осознанный подход учащихся к процессу обучения,
  • Приоритетность теоретических знаний,
  • Скоординированная и целенаправленная работа по образованию и развитию всех учеников, включая учащихся с низкими показателями успеваемости.

Хотя последующие исследования подтвердили научную обоснованность и эффективность этой концепции, попытки ее широкого внедрения в 1960-е – 1970-е годы не увенчались успехом, главным образом из-за недостаточной подготовленности учителей к применению новых образовательных технологий.

Концепция содержательного обучения

В рамках основных концепций развивающего обучения выделяется концепция содержательного обучения, разработанная в 1960-е годы учеными-педагогами В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным. Целью их исследования было определение роли младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Исследователи пришли к выводу, что на этом этапе развития дети способны к абстрактно-теоретическому мышлению и самостоятельному управлению своим поведением, что позволяет решать специфические образовательные задачи.

Эта концепция была сосредоточена на развитии творческих способностей учащихся как ключа к развитию их личности, что стало альтернативой тогдашней традиционной и репродуктивной модели обучения. Последняя ориентировалась на безрефлексивное воспроизведение материала, предложенного учителем, и не поддерживала развитие творческого потенциала учеников. Напротив, концепция содержательного обучения стимулировала учащихся к критическому осмыслению информации и развивала их творческие способности в процессе учебной деятельности.

Концепция поэтапного формирования умственных действий

Основные концепции развивающего обучения включают в себя концепцию поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной. Эта концепция базируется на идее последовательного прохождения нескольких этапов в процессе обучения.

На первом этапе акцент делается на мотивации учащихся и ознакомлении их с целями учебного действия. Важно, чтобы учебная задача соответствовала личным интересам ученика.

Второй этап связан с осмыслением алгоритма действия и его предварительной ориентировкой. Учащиеся знакомятся с необходимой для текущего задания системой ориентировок, включающей как частичные, так и полные ориентации на действие, например, в письме или оформлении работ.

Третий этап охватывает непосредственное выполнение заданий с использованием полученных алгоритмов. Здесь ученики устно или письменно демонстрируют свое понимание и объясняют выполняемые действия.

Четвертый этап включает самостоятельное применение знаний без строгой привязки к предложенным ориентирам. Например, ученик объясняет правописание слова, опираясь на свои знания правил русского языка.

Пятый этап – это этап внутреннего размышления, где ученик самостоятельно приходит к выводам, опираясь на внутреннюю речь и логику.

Основные концепции развивающего обучения завершает шестой этап, который включает выполнение действий умственно, без внешних подсказок. На этом этапе ученик уже способен самостоятельно решать задачи и применять приобретенные навыки и знания.

Концепция проблемного обучения

В контексте основных концепций развивающего обучения особое место занимает концепция проблемного обучения. Этот подход характеризуется тем, что в процессе обучения перед учащимся ставится конкретная проблема для решения. В современном образовании эта концепция всё чаще заменяет репродуктивный метод обучения, отходя от традиционной подачи готового учебного материала. Вместо этого акцент делается на развитие критического мышления ученика, учитывая его личные и психологические особенности, а также интерес к предмету.

Пример проблемного обучения может быть представлен на уроке математики, где обсуждается вопрос: «Почему нельзя делить на ноль?». Учащиеся, знакомые с основными понятиями деления, сталкиваются с задачей понять, почему ноль не может быть делителем. Через дискуссию, методы доказательства от противного и обсуждения ученики приходят к выводу, что деление на ноль не приводит к разделению на части, что нарушает основной смысл арифметического действия. Преподаватель может закрепить понимание, приведя простой пример с буханкой хлеба, которую невозможно поделить на ноль частей, подчеркивая, что ноль как делитель делает операцию деления бессмысленной.

Основные концепции развивающего обучения, такие как проблемное обучение, подчеркивают важность активного участия ученика в учебном процессе. Этот подход не только улучшает понимание материала, но и развивает критическое мышление, аналитические способности и навыки решения проблем, что является важной составляющей всестороннего развития учащихся.


Основные концепции развивающего обучения, которые мы рассмотрели, представляют лишь верхушку айсберга в многообразии педагогических подходов. Существует гораздо больше концепций, каждая из которых по-своему уникальна и вносит значительный вклад в образовательную практику. Современные разработки в этой области часто опираются на труды советских ученых, таких как Л.В. Выготский, Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин, однако они адаптируются к текущим условиям и потребностям общества. В результате обучение в школе приобретает новое качество, ориентированное на всестороннее развитие личности учащегося и его успешную интеграцию в современное общество. Основные концепции развивающего обучения, таким образом, играют ключевую роль в формировании учащихся как активных, критически мыслящих и творческих индивидов, способных адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.

Добавить комментарий

Облако тегов

Sign up to receive the latest updates and news

Подписывайтесь на наш Telegram:
16+ Специалисты без посредников. TAKEUP. Copyright 2007-2024 - [email protected]. СТЕГАНЦОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ИНН 366409203102 | * Соцсеть, обозначенная звездочкой или буквой f, принадлежит запрещенной в РФ экстремистской организации. Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта и повышения удобства его использования. Они помогают нам предоставлять более персонализированные услуги и аналитику, а также необходимы для некоторых функций сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь на использование этих файлов.