Виды обучения и их характеристику
Понятие «вид обучения» определяет метод организации учебного процесса. Существует множество подходов к обучению, которые находят применение в разнообразных образовательных контекстах и с различными целями. Следует отметить, что в рамках современной педагогики нет единого мнения относительно классификации видов обучения и их особенностей. Такое многообразие объясняется наличием множества научных школ и методических подходов, каждый из которых предлагает свою систематизацию. Например, методы обучения в школе, колледже, университете и при индивидуальном обучении могут существенно отличаться.
Тем не менее, в современной педагогике выделяются некоторые ключевые виды обучения, характеризующиеся определенной универсальностью в организации учебного процесса. К ним относятся:
- Беседа,
- Догматическое обучение,
- Объяснительно-иллюстративное обучение,
- Проблемное обучение.
Далее мы подробнее остановимся на каждом из этих видов.
Беседа
Среди различных методов обучения особое место занимает беседа. Этот подход считается одним из самых древних в истории образования. Его происхождение восходит к древнегреческому философу Сократу, из-за чего такой стиль обучения часто называют «сократическим». Важно отметить, что не всякая беседа может считаться образовательным методом. В контексте обучения беседа предполагает, что учащиеся самостоятельно приходят к пониманию истины благодаря ведущим вопросам учителя. Этот метод активно применяется в школьных уроках для объяснения нового материала, основываясь на уже известных ученикам данных. Кроме того, беседа является важным элементом в индивидуальном образовании, особенно в аспирантуре. Здесь она выходит за рамки обычного школьного обучения, становясь ключевым методом в процессе научных дискуссий между аспирантом и научным руководителем, помогая студентам глубже понять и проанализировать спорные и сложные вопросы своих исследований.
Догматическое обучение
Догматическое обучение уходит корнями в религиозно-богословские традиции и сегодня в основном применяется в духовных учебных заведениях. В современном светском образовании этот метод практически не используется. Традиционно догматическое обучение наблюдается в семинариях, богословских академиях и на катехизаторских курсах, где основной упор делается на изучение и заучивание священных текстов, в частности Библии.
Интересно отметить, что догматическое обучение не всегда связано с получением формального образования. Примером может служить новициат — специализированные курсы для тех, кто решил принять Католическое вероисповедание, где основы католической веры излагаются на базе Священного Писания.
В историческом контексте, догматическое обучение было распространено не только в духовных, но и в светских учебных заведениях, особенно в Средние века, включая школы и университеты. В России до 1917 года во многих учебных заведениях преподавался предмет «Закон Божий», основанный на принципах догматического обучения, где учащиеся знакомились с основами Православия и получали духовно-нравственное воспитание.
Объяснительно-иллюстративное обучение
Объяснительно-иллюстративное обучение является одним из наиболее распространенных методов в современной педагогике, особенно в средней школе. Этот подход основывается на комбинации объяснения учебного материала с его визуализацией через иллюстрации, чертежи, компьютерные презентации, учебные фильмы и другие наглядные средства. Главная цель здесь — не просто механическое заучивание, а формирование у учащихся определенных представлений, навыков и умений, которые они могут использовать в будущем.
Этот метод особенно важен для точных наук, где существуют недвусмысленные положения. Например, в геометрии аксиома о том, что через две точки можно провести только одну прямую, не подлежит разным толкованиям. Точно так же в физике и химии множество точных данных, таких как таблица химических элементов Дмитрия Менделеева, требует точного запоминания и понимания, без чего эффективное использование этих знаний становится затруднительным.
Важно отметить, что объяснительно-иллюстративный метод не ограничивается одним только точным воспроизведением информации, он также направлен на формирование у учащихся глубокого понимания и умения применять знания в различных контекстах. Этот метод обучения остается традиционным и сегодня, находя широкое применение в различных образовательных учреждениях.
Проблемное обучение
Проблемное обучение — это метод, при котором знания усваиваются через самостоятельное решение задач и проблем. Этот вид обучения широко распространен как на среднем, так и на профессиональном уровне образования. Особенно эффективно проблемное обучение проявляется в преподавании гуманитарных дисциплин, таких как литература, история и иностранные языки.
В качестве примера можно привести урок истории, где учащимся представляют исторический факт о принятии Православия Киевской Русью в 988 году князем Владимиром после встреч с разными религиозными конфессиями. Учитель задает вопросы, стимулируя учеников самостоятельно размышлять и анализировать причины и последствия принятого решения.
Другой пример — обсуждение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на уроке литературы. Учащимся предлагается обдумать, считать ли поступок Раскольникова, главного героя романа, преступлением. Через групповую дискуссию и анализ ученики приходят к выводу о том, что убийство всегда является преступлением, и никакие обстоятельства не могут его оправдать.
Таким образом, проблемное обучение не просто подает информацию, но и позволяет учащимся активно участвовать в процессе обучения, развивая навыки критического мышления и самостоятельного поиска знаний.
Виды обучения и их характеристика представляют собой ключевую составляющую современной педагогической практики. Каждый из рассмотренных методов — беседа, догматическое, объяснительно-иллюстративное и проблемное обучение — имеет свои уникальные особенности и применяется в зависимости от целей образовательного процесса и специфики учебных дисциплин.
Беседа, как один из самых старых методов, подчеркивает значение диалога и самостоятельного познания. Догматическое обучение, сохраняющее свою актуальность в духовных учебных заведениях, подчеркивает значение традиций и авторитета священных текстов. Объяснительно-иллюстративное обучение, широко используемое в современной школе, сочетает в себе наглядность и подробное объяснение материала. Проблемное обучение, направленное на развитие критического мышления и самостоятельности, эффективно в гуманитарных дисциплинах.
В совокупности, эти методы обучения формируют гибкую и многофункциональную систему, способную адаптироваться к различным образовательным потребностям и поддерживать всестороннее развитие личности учащихся. Осознание и умелое применение различных видов обучения позволяет образовательной системе быть более эффективной и отзывчивой к потребностям современного мира.