Методологические основы обучения

Методологические основы обучения – это те принципы и положения, которые определяют общую содержательную концепцию учебного процесса, а также выбор форм и приемов работы по достижению поставленных целей и задач обучения. Данные основы вытекают из общей методологии и имеют наибольшую связь с философскими и мировоззренческими аспектами образования.

Однако обучение всегда предполагает вовлечение обучаемых в познавательную деятельность, и поэтому знание его методологических основ – неотъемлемое условие успешного обучения.

Отметим, что ни в педагогической, ни в психологической, ни в философской науках до сих пор нет единого представления или некоего перечня, который можно было бы озаглавить словами «методологические основы обучения»: во-первых, их много, они зависят и от страны, в которой ведется образовательная деятельность, и от социальной концепции обучения и воспитания, и от предмета обучения (например, одно дело говорить о методологических основах обучения родному языку, и другое дело – определять подобные основы обучения физике). Во-вторых, в педагогической науке существует понятие «академическая свобода педагога», которая, наряду со свободой выбора форм, методов и приемов работы и построения учебного процесса предполагает и свободу выбора методологии такого процесса.

В разное время и в разных странах формировались целые научные направления, или школы, которые породили методологические основы обучения, используемые на современном этапе развития педагогической мысли. Рассмотрим их подробнее.

Бихевиористические теории

В странах Западного мира – прежде всего, Западной Европы и США, методологические основы обучения проистекают из теорий бихевиоризма, или бихевиористических теорий (от английского слова „behavior“ – «поведение»). По мнению сторонников данных теорией, обучение человека есть некий физиологический процесс усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго определенных учебных ситуациях. При этом сторонники данного подхода считают, что подобные стимулы должны быть подкреплены строгой системой поощрения и наказания, которая базировалась бы на удовлетворении или, напротив, неудовлетворении потребностей и желаний учащихся. У истоков данной школы стоят такие ученые, как Б.Ф. Скиннер, А. Лазарус, Д. Уотсон.

Следовательно, по мнению сторонников бихевиоризма, обучение основано на отождествлении психической жизни человека и животных, сводя его суть к дихотомии «стимул – реакция», при этом видя единственное отличие человека от животных в том, что у него, в отличие от последних, есть еще и словесные реакции и так называемые вторичные словесные стимулы, основанные а таких чувствах, как похвала, честолюбие или корысть.

Несмотря на то, что учебный процесс, методологические основы которого составляют описанные выше теории, может оказаться успешным, и могут быть достигнуты вполне успешные результаты (например, ученик, ведомый желанием получить похвалу или отличную оценку, уделяя большое внимание изучению того или иного предмета, добьется поставленной цели), подобные методологические основы обучения нельзя считать совершенными в силу их противоречия нравственно-этическим нормам и нивелированию роли самосознания учащихся в процессе обучения, осознания ими ценности знаний в принципе, низводя все это до некоей аналогии с использованием чисто физиологических и нейрофизиологических свойств организма человека.

Прагматизм как методологическая основа обучения

Суть теории прагматизма в обучении сводится лишь к расширению личного опыта учащегося с тем, чтобы он смог бы лучше приспособиться к окружающим его социальным обстоятельствам. У истоков данной теории стоят также известные зарубежные ученые – Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др., однако прагматический подход к обучению находит широкое применение и в России. В частности, он прочно вошел в основу многих методических технологий и систем обучения русскому языку как иностранному (Д.И. Башурина, Т.М. Балыхина, И.Б. Игнатова, Т.В. Самосенкова). Безусловно, образование может и должно помочь получившему его человеку помочь адаптироваться в окружающем мире, сделать его знания и умения востребованными  в обществе, а также самореализоваться, однако негативная сторона данного методологического подхода состоит в его некоторой склонности к приспособленчеству. Например, в настоящее время подвергается критике существовавшая в советское время авторитарная модель педагогического общения. Одним из предметов подобной критики состоит не только в том, что нивелировались личностные особенности учеников, но и в том, что все их обучение должно служить целям, задекларированным существовавшим в то время общественно-политическим строем.

Эвристическая концепция как наиболее прочная методологическая основа обучения

Как уже и было отмечено, обучение предполагает вовлечение в познавательную деятельность. Однако познавательная деятельность всегда предполагает личное участие учащегося в самопознании тех или иных явлений, фактов и связанных с ними событий через поиск, через решение поставленных проблем или преодоление противоречий и построения на основе собственных размышлений тех или иных выводов. Безусловно, данная деятельность в процессе обучения ведется под руководством педагога, однако именно эвристический подход как методологическая основа обучения задействует личные качества ученика, его творческие и интеллектуальные способности и служат развитию логического мышления. В отечественной педагогике именно эвристическая методологическая основа находит свое отражение в таких распространенных подходах к обучению, как частично-поисковый и проблемный, которые в течение последних двух десятилетий стали приходить на смену господствовавшему в советское время репродуктивному подходу, эффективность которого и с методической, и даже с морально-этической точек зрения оставляла немало вопросов.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий