Методология и методы педагогических исследований во многом схожи с теми, что применяются в других областях знаний. Так, в частности, понятие «методология» трактуется как «система принципов и способов построения и организации теоретической и практической деятельности». Данное понятие тесно связано с философией, а в педагогической науке эта связь прослеживается в особой степени, поскольку методология и принципы педагогических исследований во многом формируются под влиянием мировоззрения, мировоззренческой картины мира и общественного запроса на тот или иной характер образования. Здесь необходимо подчеркнуть, что методология педагогических исследований подразделяется на три части:
Общая методология, которая предполагает диалектический подход к окружающей действительности и процессу обучения и воспитания, исходя из ее текущих условий.
Специальная методология, которая затрагивает научные познания о характере сознания человека и строе его психической деятельности, базируясь на которых, создаются предпосылки педагогического воздействия на объект обучения.
Частная методология затрагивает принципы и методы изучения педагогических процессов, явлений и взаимосвязь между ними.
Методы педагогических исследований – это научно признанные пути способы познания тех или иных педагогических явлений. Именно благодаря их грамотному использованию современная педагогическая наука постоянно обогащается новыми положениями и даже целыми научными направлениями. Однако методы педагогических исследований или, как пишут некоторые ученые (И.Ф. Исаев, А.В. Глузман, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына и др.), методы педагогического познания по своей природе и характеру глубоко многогранны. Примечательно в этой связи отметить, что не все методы педагогических исследований не только признаны неэффективными, но и некоторые из них и вовсе запрещены. Например, те, которые противоречат этическим и нравственным нормам и принципам либо недопустимы с позиций охраны здоровья. Однако есть две особенности, которые каждый метод педагогических исследований делают особым. Это – неповторимость и неоднозначность. Например, праксиметрический метод предполагает изучение передового педагогического опыта, и его неповторимость выражена в том, что он не похож, к примеру, на аналитический метод, который предполагает анализ какого-либо отдельно взятого методического средства или явления. О неоднозначности необходимо говорить и потому, что на сущность каждого метода влияют многие причины. Например, при отсутствии доступа к научно-методической литературе нельзя говорить об использовании теоретического метода педагогического исследования. Или, если отсутствует возможность экспериментально проверить и изучить ту или иную инновацию – вряд ли возможно обратиться к аналитическому методу и утверждать о его использовании.
Однако в современной педагогической науке сложилась классификация методов педагогического исследования, которая их подразделяет на три следующие группы:
Само название данной группы предполагает обращение к тем теоретическим положениям и основам, которые были выдвинуты ранее и признаны научно состоятельными. Их можно среди прочих методов считать первыми в процессе изучения нового педагогического явления или проведения исследования, поскольку, прежде, чем утверждать о новизне чего-либо, необходимо владеть представлениями о теоретических закономерностях в данной области знаний, которые позволили бы сравнить новое с уже известными решениями. Именно теоретические методы педагогических исследований являются первичными, к примеру, в работе над диссертационными исследованиями в области педагогики. К таким методам следует отнести анализ и изучение научной литературы по проблеме исследования, исторический анализ и обобщение исторического опыта.
Эти методы по праву можно считать имеющими непосредственное отношение к научному поиску и познанию. В частности, речь идет об экспериментальных методах (например, констатирующий, обучающий или контрольный эксперимент), эмпирических методах (метод наблюдения в процессе собственной педагогической деятельности, знакомства с творческими работами учащихся, изучение документации, содержащей сведения об успеваемости конкретного ученика (студента) или целого учебного коллектива (класса или группы). Именно на основе этих методов и практикующий педагог, и ученый, занимающийся педагогическими исследованиями, может сделать выводы о степени состоятельности предложенных наработок. В частности, современная педагогическая наука в лице многих ученых (в частности, Ш.А. Амонашвили, Т.Г. Галактионова) подвергла критике репродуктивный метод, который был распространен в период становления отечественной педагогики в советское время. Подобный вывод был сделан на основе проведения различных методических экспериментов, анализа успеваемости и степени эффективности формирования навыков и умений в соответствии с поставленными целями и задачами обучения.
Несмотря на распространенный стереотип о том, что статистические данные не могут являться однозначным критерием истинности того или иного научного положения, прежде всего, в силу фактора субъективности, они также могут дать как педагогу-практику, так и исследователю представления о том или ином аспекте обучения и воспитания, помогают понять истинную ситуацию в учебном коллективе и осознать личностные особенности учащихся. К таким методам относятся, например, регистрация успеваемости и ведение соответствующей документации, ранжирование по принципу возрастания или убывания тех или иных показаний, либо, к примеру, по степени прилежания учеников, а также присвоение цифровых показателей исследуемым характеристикам. В качестве широко распространенного статистического метода педагогических исследований, применяемых не только в научной деятельности, но и в педагогической практике современных высших учебных заведений, следует упомянуть модульно-рейтинговую систему.