Главная Блог Образование Методология и методы педагогических исследований
Методология и методы педагогических исследований

Методология и методы педагогических исследований

Методология и методы педагогических исследований обладают многими общими чертами с методами, используемыми в других научных дисциплинах. Определяемая как система принципов и подходов к теоретической и практической деятельности, методология в педагогике уникально сочетается с философскими взглядами, отражая влияние общественных взглядов и мировоззренческих установок на педагогические исследования. Это обусловливает формирование специфических подходов к педагогическим исследованиям, которые можно разделить на три основные категории:

  1. Общая методология охватывает диалектический подход к анализу образовательной реальности и процессов обучения и воспитания, учитывая их динамику и изменения в современном мире.
  2. Специальная методология фокусируется на изучении особенностей человеческого сознания и психики, что позволяет разрабатывать эффективные методы педагогического воздействия и влияния на процесс обучения.
  3. Частная методология включает в себя конкретные принципы и методики, используемые для исследования педагогических процессов и явлений, а также анализа взаимосвязей между ними.

Методы педагогических исследований

Методы, применяемые в педагогических исследованиях, представляют собой разнообразные научные подходы к изучению образовательных явлений. Эти методы способствуют обогащению педагогической науки новыми теориями и направлениями. Согласно исследованиям ученых, таких как И.Ф. Исаев, А.В. Глузман, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына и других, методы педагогических исследований отличаются многообразием и комплексностью. Однако стоит отметить, что некоторые методы были признаны не только неэффективными, но и неприемлемыми с точки зрения этических и нравственных стандартов или охраны здоровья.

Ключевыми характеристиками методов педагогических исследований являются их неповторимость и многозначность. Например, праксиметрический метод, фокусирующийся на анализе лучших педагогических практик, отличается от аналитического, который направлен на исследование конкретных методических инструментов или явлений. Также на выбор метода могут влиять различные факторы, например, доступность научно-методической литературы или возможность проведения экспериментов.

Современная педагогическая наука выделяет три основные группы методов исследования:

  1. Теоретические методы: Эти методы включают в себя изучение научной литературы, анализ исторического опыта и обобщение теоретических положений. Они являются фундаментальными при изучении новых педагогических явлений и разработке исследований.
  2. Научно-прикладные методы: К этой категории относятся экспериментальные методы, такие как обучающие или контрольные эксперименты, и эмпирические подходы, включая наблюдение, анализ творческих работ учащихся и изучение документации. Эти методы позволяют проводить детальный анализ и оценивать эффективность педагогических инноваций.
  3. Статистические методы: Вопреки распространенному мнению, статистические данные могут быть ценным инструментом в педагогических исследованиях. Они включают регистрацию успеваемости, ранжирование и присвоение количественных оценок характеристикам учебного процесса. Статистические методы помогают в анализе образовательного процесса и выявлении индивидуальных особенностей учащихся.

Теоретические методы

В рамках методологии и методов педагогических исследований теоретические методы занимают особое место. Они основаны на анализе и применении уже установленных теоретических принципов и основ, признанных в научном сообществе. Эти методы часто являются отправной точкой при исследовании новых аспектов в педагогике или при разработке новых исследовательских проектов. Прежде чем приступать к изучению новшеств, важно иметь твердое понимание теоретических закономерностей, которые существуют в данной области, чтобы можно было сравнивать новые идеи с уже известными концепциями. Теоретические методы играют ключевую роль в подготовке научных работ, таких как диссертации в области педагогики. К ним относятся анализ научной литературы по изучаемой проблеме, исторический анализ и синтез исторического опыта, что позволяет глубже понять и интерпретировать педагогические явления.

Научно-прикладные методы

Научно-прикладные методы в педагогических исследованиях занимают важное место, так как они напрямую связаны с практическим применением научных знаний. Основной акцент в этих методах делается на экспериментальном и эмпирическом подходах. К примеру, экспериментальные методы включают в себя констатирующие, обучающие и контрольные эксперименты, которые позволяют исследовать и оценивать различные аспекты педагогического процесса. Эмпирические методы, такие как наблюдение в рамках педагогической деятельности, анализ творческих работ учащихся или изучение документации об их успеваемости, дают возможность получить непосредственные данные о реальном образовательном процессе.

Эти методы позволяют педагогам и исследователям делать обоснованные выводы о эффективности применяемых педагогических методов и подходов. Критический анализ и переосмысление существующих методов, как это делали ученые типа Ш.А. Амонашвили и Т.Г. Галактионова, способствует развитию педагогической науки. Они критиковали репродуктивные методы, распространенные в советский период, опираясь на результаты экспериментов и анализа образовательных результатов. Такой подход помогает улучшать методы обучения и воспитания, делая их более соответствующими современным образовательным потребностям и целям.

Статистические методы

В рамках методологии и методов педагогических исследований статистические методы играют значительную роль, несмотря на распространенные заблуждения об их ограниченной объективности из-за субъективности данных. Они обеспечивают ценные сведения, которые используются как в практической педагогике, так и в академических исследованиях для всестороннего анализа образовательного процесса. Статистические методы в контексте методологии и методов педагогических исследований способствуют точной оценке ситуации в учебных коллективах и выявлению индивидуальных особенностей учащихся. Методология и методы педагогических исследований включают в себя статистические методы как неотъемлемую часть, позволяющую детально изучать и оценивать эффективность образовательных стратегий и практик.

Основные статистические методы включают сбор и анализ данных об успеваемости студентов, ведение образовательной документации, ранжирование и присваивание количественных оценок различным аспектам учебного процесса. Примером применения статистических методов в методологии и методах педагогических исследований является использование модульно-рейтинговой системы в высших учебных заведениях, что позволяет не только оценивать успехи студентов, но и формировать комплексное понимание о качестве и эффективности образовательных программ. Таким образом, статистические методы вносят весомый вклад в понимание и улучшение педагогических процессов, обеспечивая более точное и всестороннее изучение в области педагогической науки.


Методология и методы педагогических исследований представляют собой мощный инструментарий для развития и обогащения педагогической науки. Они позволяют глубоко понять и анализировать образовательные процессы, явления и их взаимосвязи. Теоретические методы обеспечивают фундаментальное понимание и интерпретацию педагогических явлений, в то время как научно-прикладные методы направлены на практическое применение этих знаний в образовательной сфере. Статистические методы, в свою очередь, играют ключевую роль в количественной оценке и анализе образовательных данных, позволяя делать обоснованные выводы о состоятельности педагогических практик и стратегий. В целом, эти методы вносят неоценимый вклад в постоянное развитие и совершенствование образовательных процессов, а также в расширение границ педагогической науки.

Добавить комментарий

Облако тегов

Sign up to receive the latest updates and news

Подписывайтесь на наш Telegram:
16+ Специалисты без посредников. TAKEUP. Copyright 2007-2024 - [email protected]. СТЕГАНЦОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ИНН 366409203102 | * Соцсеть, обозначенная звездочкой или буквой f, принадлежит запрещенной в РФ экстремистской организации. Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта и повышения удобства его использования. Они помогают нам предоставлять более персонализированные услуги и аналитику, а также необходимы для некоторых функций сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь на использование этих файлов.