Образование как общечеловеческая ценность

Образование является одной из базовых ценностей человечества, одним из важнейших его институтов, без которого существование и развитие человеческого общества представить практически невозможно. Неслучайно еще с античных времен мыслители разных народов и культур в своих трудах писали, что образование как общечеловеческая ценность не подлежит сомнению. Подобные идеи находят свое отражение уже у Аристотеля, Пифагора, позднее – у восточных ученых, философов и богословов, таких, как Аль-Фараби, Улугбек, Аль-Бухари. Однако необходимо дать определение тому, что именно следует понимать под словом «образование».

Сущность образования как социального института

В научной литературе существует множество толкований термина «образование». Мы же остановимся на следующем определении: образование – это совокупность научных, культурных, мировоззренческих, социальных и нравственных ориентиров, которые необходимы человеку для жизни в современном обществе.

Читателю может показаться, что данное определение подходит больше не термину «образование», а понятию «воспитание». Однако любое образование – начиная дошкольным и заканчивая подготовкой научных кадров – невозможно представить без обращения к этическим и нравственным аспектам науки, к ее роли в обществе, к цели, ради которой эта наука существует в обществе. Например, есть такое понятие, как научная этика. Оно предполагает недопустимость проводить научные исследования в том случае, если их характер противоречит нравственным нормам, причем даже в том случае, если эти исследования являются потенциально эффективными с научных позиций. В медицине также есть понятие, трансформировавшееся в особую область знаний – деонтология. Эта – та область медицинских знаний и, соответственно, медицинского образования, которая реализует принцип гуманного отношения к пациенту. 

Виды образования

Рассматривая образование как общечеловеческую ценность, нельзя не подчеркнуть, что образование само по себе – глубоко многогранное явление в обществе, и детально рассмотреть все его стороны вряд ли представляется возможным. Например, идя в детский сад, ребенок уже получает пусть первоначальное, пусть самое элементарное и простое, но все же эстетическое и нравственное воспитание, а воспитание – это одна из составляющих частей образования. Идя в школу, ученик знакомится с основами многих наук, овладевает грамматическим строем родной речи и иностранными языками, — это уже общее образование, которое как бы ставит получившего его человека на распутье: кем быть? Какой деятельности посвятить свою жизнь? Ставя ответ на этот вопрос, молодой человек получает профессиональное образование и становится специалистом в избранной области, однако получение диплома само по себе не делает его таковым: помимо того образования, которое получает человек в стенах колледжа, вуза или аспирантуры, есть такое понятие, как самообразование, или работа над собой. Неслучайно великий русский поэт А.С. Пушкин писал: «…и опыт, сын ошибок трудных…»

Образованный человек как итог качественного образования

Когда мы сталкиваемся с некоторыми людьми, с коллегами, знакомыми или авторами прочитанных нами книг, у нас о тех людях нередко создается положительное впечатление, и о которых мы говорим: «образованный человек». Кого же следует считать образованным человеком? Того, у кого за плечами два вузовских диплома? Или, может, ученая степень? Того, кто владеет тремя иностранными языками и перечитал всю мировую классику? Да, возможно. Но… необязательно: понятие «образованный человек» — культурно-историческое. Это – человек, обладающий не только определенным набором знаний в избранных областях науки, но и разносторонне развитая личность с богатым внутренним кругозором и высокими нравственными качествами.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий