Педагогика, как и другие науки, динамично развивается, образуя множество отдельных (частных) областей знаний, которые имеют разный спектр деятельности. В частности, неправильно считать понятия «педагогика» и «образование» синонимами: второе понятие является частью первого и базируется на теоретических основах педагогики как науки. Рассмотрим образование как педагогический процесс.
Образование как педагогический процесс следует понимать в контексте непрерывного развития навыков и умений профессиональной деятельности, общекультурных компетенций и развития тех или иных личностных качеств в соответствии с поставленными целями и задачами образования. Однако образование всегда представляет собой цикличный процесс, содержание, продолжительность и характер которого варьируются от фокусной аудитории обучаемых и поставленных целевых приоритетов. Так, например, если говорить о среднем общем образовании, осуществляемом в школе, оно представляет собой многогранный процесс, включающий в себя формирование готовности к разным видам учебной деятельности на начальном этапе, а на последующих – овладение основами различных наук в том объеме, который необходим для жизни в современном обществе и может послужить предпосылкой к овладению в будущем той или иной профессией. А рассматривая профессиональное образование как педагогический процесс, необходимо отметить, что в этом случае это – процесс систематизированного овладения навыками и умениями, необходимыми для осуществления будущей профессиональной деятельности. Однако в конечном итоге закономерным завершением образования должно стать не только становление объекта обучения как профессионала, но и его личное, общественное и нравственное развитие. В частности, в медицинских вузах образование как педагогический процесс неслучайно вбирает в себя такую дисциплину, как деонтология, знакомясь с которой, будущие медики приобщаются гуманистическим и нравственным ценностям по отношению к пациентам.
Педагогика как наука глубоко многогранна и многоаспектна. Можно даже утверждать, что она является одной из наиболее всеобъемлющих областей знаний среди прочих наук, охватывая практически все стороны жизни общества. Например, семейное воспитание, которое, казалось бы, проводится в стенах родного дома, а не в учебном заведении – одна из базовых составляющих педагогики, обучение живописи – тоже педагогика, хотя речь и не обязательно идет об овладении профессией художника, подготовка научных кадров – это тоже одна из сторон педагогики, хотя научными кадрами могут стать только уже подготовленные специалисты в принципе.
В этой связи нельзя не отметить широко разветвленный категориальный аппарат педагогики. Иными словами – то, что составляет его содержания и входящие в него понятия. В частности, существуют такие понятия, как область педагогики, педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, учебный и воспитательный процесс, а по отношению к двум последним процессам применимы такие категории, как методическая технология и методическая система. Например, методическая технология обучения школьников письменной речи, или методическая система индивидуального обучения. В свою очередь, в рамках подобных технологий и систем существуют и иные категории, и подкатегории. Например, в методических системах может использоваться тот или иной подход (в частности, коммуникативный подход в изучении иностранного языка), а методические технологии могут предполагать обращение к тем или иным формам, методам и приемам работы в ходе учебного процесса (например, урок-дискуссия или проблемный метод).
Таким образом, педагогический процесс и его категориальный аппарат можно считать в своем роде феноменом современной науки, без которого современную жизнь представить невозможно.