«Солдатом не рождаются, солдатами становятся», — гласит народная мудрость. Именно это следует сказать и о том, что грамотными специалистами и ученый тоже родиться нельзя, ими можно только стать. Причем стать, пройдя через путь познания, проб и ошибок, который бывает весьма тернист. Обучение в вузе, магистратуре, аспирантуре, формирование способности самостоятельно мыслить, приходить к осознанным решениям, анализировать события и факты, и все это выражать в качественных научных работах, которые впоследствии необходимо публично защитить, — вот та тропа, которая ведет к успеху.
Каждый студент без исключения столкнется с необходимостью написать и защитить курсовую и дипломную работу, а если это – магистрант или аспирант – то еще и научные статьи (и не одну) и, конечно же, диссертацию. Безусловно, в этих работах главное – анализ и описание собственного суждения по тем или иными научным проблемам, а также своего личного вклада в науку и исследовательской деятельности. Но есть еще одна сторона этого дела, которая, к сожалению, нередко становится причиной отклонения даже продуманной и достойной курсовой и дипломной работы и, как следствие, разочарования. Это – стилистическое оформление. В языкознании существует такой раздел, как стилистика: он изучает стили речи. Одним из таких стилей является научный. Он имеет свои синтаксические и лексические особенности, которые игнорировать нельзя: в противном случае работа может быть отклонена как несоответствующая требованиям ГОСТ. В особой степени это касается магистерских и кандидатских диссертаций.
.Научная работа – это не публицистика, не частное письмо и не художественное произведение. Следовательно, в ее тексте не допускаются эмоциональность, образность, риторические вопросы (например: «Может ли такой поступок снискать себе оправдание? Даже мысленно сложно предположить. Конечно же, нет!»; «кажется довольно странным», «надлежит относиться несколько иначе», «проще говоря» и т. п.).
Любому автору научной работы как языковой личности присущ свой стиль изложения мыслей, являющийся субъективным способом подачи материала, но вместе с тем существуют следующие общепринятые для научных работ языковые нормы современного русского языка, которых необходимо придерживаться.
1. Недопустимы повторения сказанного и переход к новой мысли, пока предыдущая мысль или идея не получила полного раскрытия.
2. Нельзя использовать сложные для восприятия фразы: это затрудняет понимание текста даже специалистом и сохранение его содержания в памяти.
3. В научном тексте не следует чрезмерно дробить фразы, так как это может привести к разрыву самой мысли и затруднить установление взаимосвязей между ее фрагментами. Текст может оказаться сложным для восприятия не только из-за растянутости предложений, но и из-за неправильного их построения.
4. Любая тавтология снижает качество научного текста.
5. Подача материала или собственных суждений по какой-либо проблеме должна быть объективной и беспристрастной, содержать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу, подкрепленную конкретными доводами. Если имеет место обсуждение какого-либо аспекта, то точка зрения автора должна также быть аргументирована.
6. В научных работах нежелательно ссылаться на самого себя, но если это все же необходимо, то следует употреблять такие выражения, как: «по нашему мнению» и т. д.
7. Не следует перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. В то же время нельзя совсем отказываться от такого вспомогательного материала, поскольку он помогает наглядно продемонстрировать результаты исследования. Лучше всего подобный вспомогательный материал оформить в виде приложения. Также не допускается цитирование без ссылок на источники цитаты, которые помещаются либо в виде сноски, либо в библиографическом списке.
Это важнейшие качества научного стиля. Они достигаются соблюдением основных законов логики и подчиняются им.
Закон тождества, в соответствии с которым предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения о предмете одно знание не подменялось другим. Это важно в целях недопущения неопределенности и неконкретности материала, которые нередко становятся причиной подмены тезиса: начав развивать одну мысль, автор рассуждения незаметно для себя переходит на другую тему.
Закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает. Например: «По результатам наблюдений самые низкие результаты показали дети, воспитывающиеся в доме-интернате. Не менее низкими показатели оказались у детей, которые воспитываются в приемной семье».
Закон исключенного третьего, основной смысл которого состоит в следующем: если имеются два противоречащих друг другу суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое ложно. Не могут быть, например, одновременно истинными два таких суждения: «Все участники эксперимента успешно выдержали тест, и лишь один из них не мог справиться с заданием».
Закон достаточного основания, согласно которому, чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, привести веские аргументы и доводы в логической последовательности.
Правила синтаксиса современного русского языка предполагают правильное построение грамматических конструкций, строгое размещение слов в предложении, точное следование нормам связи слов. Несоблюдение этой нормы влечет за собой неточность в изложении материала. Кроме того, неправильное объединение слова в структуре словосочетания иногда приводит к двусмысленности толкования, и читатель может неправильно понять автора. Так, например, двузначные конструкции: «Экспертам приходилось часто многое объяснять». (Объясняли эксперты или, наоборот, объясняли экспертам?)
При написании научной работы ее структура должна быть четкой и демонстрировать логику решения проблемы. По ходу изложения не следует противоречить себе и допускать грубые грамматические или фактические ошибки.
Таким образом, текст, например, дипломной работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям:
– четкость структуры;
– логичность и последовательность;
– точность приведенных сведений;
– ясность и лаконичность изложения материала;
– соответствие изложения материала нормам литературного русского языка и стилистическим требованиям научного стиля.
Еще один обязательный критерий качества научной работы – ее краткость. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы.
Соблюдение описанных стилистических требований повысит качество научной работы и, соответственно, ее оценку научным руководителем, рецензентом, экспертом или официальным оппонентом. Это свидетельствует не только о глубоком владении предметом исследования, но и о речевой культуре человека в целом. А для специалиста-практика, ученого и просто образованного человека это значит немало.