В современной педагогической науке отсутствует единое понимание того, что следует вкладывать в понятие «педагогическая система и ее виды». Гораздо чаще термин «система» упоминается в общенаучном контексте в значении выделенных взаимосвязанных элементов на основе каких-либо определенных принципов, которые вступают во взаимодействие с окружающей средой. Например, фонетическая система языка, система подготовки технических специалистов, система дошкольного образования. Казалось бы, перечисленные термины имеют прямое или косвенное отношение к педагогике, однако их значение нельзя истолковать как «педагогическая система».
Какой же именно видятся педагогическая система и ее виды представителям педагогической науки? Тут, опять же, отсутствует единое мнение. Так, например, М.Л. Фрумкин полагал, что педагогическая система – это сложная динамическая система управления, в которой воплощаются воспитательные цели. Однако такое мнение вряд ли следует считать исчерпывающим: ведь понятие «педагогика» предполагает не только воспитательные цели, но и учебный процесс, и формирование навыков и умений, и различные уровни образования. В этой связи отметим, что другой автор, Н.В. Кузьмина, считает, что педагогическая система – это множество взаимосвязанных функциональных и структурных компонентов, подчиняемых цели воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Именно данное определение мы берем за основу, объясняя значение термина «педагогическая система».
Однако сам по себе данный термин – весьма многогранен: правильнее было бы вести речь не об одной, а о множестве педагогических систем. Например, можно выделить педагогическую систему какой-либо части учебно-воспитательного процесса (например, систему внеклассного обучения, дворовых клубов, кружков по интересам), педагогическую систему воспитания (например, систему нравственного, художественного или трудового воспитания), систему обучения какой-либо науке или ее части (например, педагогическую систему обучению строю русской речи). Однако понятие «педагогическая система» следует дифференцировать с другими схожими, но разными по значению терминами, которые относятся к более частным сферам педагогической деятельности. В качестве примера приведем термин «методическая система», который обозначает систему обучения какой-либо категории учащихся посредством совокупности методических технологий, или термин «дидактическая система», который обозначает обучение какой-то определенной группе навыков и умений (в частности, дидактическая система обучения навыкам и умениям устной речи на изучаемом иностранном языке).
С другой же стороны, сами педагогические системы в том их понимании, которое описано выше и сформулировано Н.В. Кузьминой, также неоднородны: в современной педагогической системе существует такое понятие, как «виды педагогических систем». Рассмотрим их подробнее.
Существуют четыре вида педагогических систем:
Подобная классификация создана на основе распространения данных систем. Чтобы легче было понять данное явление, можно привести пример двух средних общеобразовательных школ, в которых обучение осуществляется по одинаковым государственным стандартам образования, но педагогическая система используется разная. В одной школе может делаться упор на проблемный метод в обучении, а в другой – на повышение уровня культурного самосознания.
Однако в конечном итоге педагогическая система и ее виды – все же не только педагогическое, но и социальное явление: педагогическая система является некоей подсистемой, продуктом общественного сознания того социума, в котором ведется обучение. А общественное сознание, в свою очередь, формируется на исторических, культурологических и мировоззренческих предпосылках. Соответственно, понятие «педагогическая система» можно рассматривать не только в контексте общей педагогики или теории и методики обучения и воспитания, но и в историческом контексте.