Понятие о педагогических ценностях и их классификация

Понятие о педагогических ценностях и их классификация занимают одно из ведущих мест в ряду духовных ценностей человека. Это – те ценности, которые служат не только интересам профессиональной реализации самого педагога, но и служат ориентирами в его профессиональной деятельности, помогая достичь гуманистических целей. Как мы и писали в своей предыдущей статье «Обоснование гуманистической методологии педагогики», педагогическое познание во многом носит сугубо гуманистический характер.

В современной научной литературе отсутствует определение, позволяющее однозначно определить « понятие о педагогических ценностях и их классификация ». В разное время учеными-педагогами и методистами разных направлений, в частности, Л.С. Выготским, Н.И. Жинкиным, В.А. Сластениным и др. предпринимались попытки обозначить педагогические ценности и раскрыть суть основных из них, а также их классифицировать на основе той роли, которую они играют в профессиональной жизни и становлении педагога.

В этой связи нам представляется особенно интересным та попытка классификации, которая дается одним из известных отечественных ученых-педагогов, академиком В.А. Сластениным.

Классификация педагогических ценностей

Так, ученый предлагает вариант классификации педагогический ценностей на основе их роли в деятельности педагога, при этом отчетливо упоминая, о каких именно ценностях идет речь. Рассмотрим основные положения данной классификации.

  1. Ценности, связанные с утверждением личностного начала в педагогической деятельности: социальная значимость и престиж профессии педагога, уважение к этой работе со стороны учеников, коллег и близких.
  2. Ценности, удовлетворяющие потребность в межличностном общении: общение с учащимися, с коллегами, с родителями учеников, с должностными лицами, вовлеченными в структуру учебного процесса, пропаганда нравственных ценностей.
  3. Ценности, делающие возможными творческое развитие личности педагога: возможность творческого подхода к педагогической деятельности, связанное с ней литературное и (или) музыкальное творчество, постоянная работа над собой, возможность использования авторских методов и моделей обучения.
  4. Ценности прагматического свойства: социальные гарантии, пребывание на госслужбе, возможность получения отпуска, карьерного роста и стабильность работы в должности педагога.

Безусловно, перечисленными педагогическими ценностями их круг не ограничивается: их очень много, начиная ценностью педагогической деятельности как одного из важнейших институтов и заканчивая потребностью усовершенствовать эту деятельность, проведя в этих целях научное исследование (а во многих случаях и не одно). Таким образом, мы определяем понятие о педагогических ценностях и их классификацию как ценности, служащие ориентиром профессиональной деятельности педагога и связанные между собой общими функциями и целями.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий