Понятие о педагогических ценностях и их классификация занимают одно из ведущих мест в ряду духовных ценностей человека. Это – те ценности, которые служат не только интересам профессиональной реализации самого педагога, но и служат ориентирами в его профессиональной деятельности, помогая достичь гуманистических целей. Как мы и писали в своей предыдущей статье «Обоснование гуманистической методологии педагогики», педагогическое познание во многом носит сугубо гуманистический характер.
В современной научной литературе отсутствует определение, позволяющее однозначно определить « понятие о педагогических ценностях и их классификация ». В разное время учеными-педагогами и методистами разных направлений, в частности, Л.С. Выготским, Н.И. Жинкиным, В.А. Сластениным и др. предпринимались попытки обозначить педагогические ценности и раскрыть суть основных из них, а также их классифицировать на основе той роли, которую они играют в профессиональной жизни и становлении педагога.
В этой связи нам представляется особенно интересным та попытка классификации, которая дается одним из известных отечественных ученых-педагогов, академиком В.А. Сластениным.
Так, ученый предлагает вариант классификации педагогический ценностей на основе их роли в деятельности педагога, при этом отчетливо упоминая, о каких именно ценностях идет речь. Рассмотрим основные положения данной классификации.
Безусловно, перечисленными педагогическими ценностями их круг не ограничивается: их очень много, начиная ценностью педагогической деятельности как одного из важнейших институтов и заканчивая потребностью усовершенствовать эту деятельность, проведя в этих целях научное исследование (а во многих случаях и не одно). Таким образом, мы определяем понятие о педагогических ценностях и их классификацию как ценности, служащие ориентиром профессиональной деятельности педагога и связанные между собой общими функциями и целями.