Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие субъектов и объектов обучения с целью решения поставленных образовательных и (или) воспитательных задач. Сущность педагогического процесса такова, что субъекты обучения (педагоги) и его объекты (те, кто обучается), являются главными компонентами учебного процесса.
В то же время не следует смешивать такие понятия, как «педагогический процесс» и «учебный процесс»: последний термин вторичен по отношению к первому, поскольку воспитательный процесс или воспитательная деятельность педагога тоже является частью педагогического процесса.
Сущность педагогического процесса – многогранное и многоступенчатое явление. Ее основными компонентами являются содержание обучения и педагогические средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание образования, или учебного процесса – это то, чему, с помощью чего и для чего осуществляется обучение. Например, учебная программа, урок как основная методическая единица учебного процесса, обучающая, развивающая и воспитательная цели урока, материально-техническое обеспечение учебного процесса, изучаемые теоретические положения и формирование на их основе определенных навыков и умений – все это является содержанием учебного процесса.
Однако учебный процесс, вне зависимости от того, каково его содержание, и на чем он построен, всегда проводится с какой-то целью. Именно цель как обучения в целом, так и изучения учебного материала или его отдельного сегмента в частности, является основой содержания образования. Исходя из поставленной цели (например, сформировать навыки и умения устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке), строится его содержание: подбираются необходимые методические технологии, учебные пособии, разрабатываются планы занятий, задействуются технические средства обучения и избираются наиболее приемлемые с данных позиций средства и методы работы с учащимися. Если рассматривать учебный процесс по овладению иностранным языком, то ведущую роль играют аудирование, чтение, обогащение лексического запаса, устная речь на изучаемом языке, подготовка на нем письменных сообщений различной направленности. Также немалую роль в содержании образования играет и педагогический контроль: педагог должен удостовериться, достигнуты ли поставленные цели изучения учебного материала, и если да – то в какой степени. Для этого используются разнообразные методики тестирования, контрольные работы, а в структуре профессионального образования – реферирование, зачеты и экзамены.
Однако нельзя утверждать, что все изложенное выше представляет собой сущность педагогического процесса: все это следует воспринимать в теоретическом контексте. Но в практической же деятельности любого педагога (причем вне зависимости от того, какой вид педагогического воздействия он осуществляет – будь то обучение высшей математике в техническом вузе или нравственно-эстетическое воспитание в начальной школе) возникают разнообразные педагогические ситуации, которые спрогнозировать невозможно, и при которых педагог должен определиться с решением ставшей перед ним задачи. Неслучайно многие современные ученые-педагоги обращаются к термину «педагогическая задача».
Следует отметить, что большинство подобных педагогических ситуаций и задач требуют от педагога максимально быстрого решения: ведь многие из них возникают непосредственно в ходе учебного занятия и, очевидно, не вписываются в то, как оно было заранее спланировано. Однако решение педагогической задачи всегда должно быть взвешенным и опираться на научный подход и закономерности педагогики, психологии и методики обучения и воспитания как областей научных знаний. В этой связи необходимо привести классический алгоритм решения большинства возникающих перед педагогом задач.
Так, например, к учителю немецкого языка в лингвистической гимназии на обучение был направлен новый ученик класса, который ранее обучался в средней общеобразовательной школе без углубленного изучения иностранных языков, но его родители хотели бы, чтобы школьник овладел данным иностранным языком, переведя его в лингвистическую гимназию. Вследствие разницы в учебных программах, объема и характера изучаемой учебной литературы, разницы в уровне сформированности навыков и умений устной и письменной речи на немецком языке между учениками класса и новым учеником, возникают проблемы в овладении учебным материалом. Причем не только методические, но и психологические. Например, этот ребенок становится замкнутым, чрезмерно критически относится к себе, считая, что он не способен хорошо учиться (по его мнению), а иногда и проявляет агрессию по отношению к окружающим (в том числе сверстникам, родителям и даже самому педагогу). Какова здесь педагогическая задача? – Адаптировать нового ученика к программе, по которой осуществляется обучение немецкому языку в лингвистической гимназии.
Какие возможны оптимальные пути решения этой задачи? – Личное собеседование с учеником вне урока на предмет определения его текущего уровня языковой компетенции, на основе его результатов подготовка индивидуальных заданий, проведение дополнительных занятий по согласованию с родителями и разъяснительная работа с учеником, суть которой – объяснение, что достичь успеха возможно и ему, необходимо только восполнить имеющийся пробел в знаниях, при этом параллельно можно посещать и уроки немецкого языка, которые проводятся в гимназии, совместно с другими учениками класса. Учитель также должен объяснить, что наличие ошибок и речевых недочетов – абсолютно нормальное явление в процессе овладения любым иностранным языком, и это не является признаком интеллектуальной слабости ученика или иных его отрицательных качеств. По окончании занятий, направленных на ликвидацию пробела в знаниях, возможно провести тестирование, результаты которого покажут, что новый ученик может изучать немецкий язык наравне с другими учениками класса. Таким образом, можно констатировать, что педагогическая задача нашла свое разрешение.