Воспитание и формирование личности – это два глубоко противоречивых, хотя и связанных между собой процесса. Несмотря на то, что они находятся в плоскости педагогической науки, и цели обоих процессов схожи, в современном обществе нередко приходится сталкиваться с противоречием: чрезмерная социализация и вовлеченность в социум на фоне недостаточно глубокого нравственного и эстетического воспитания, или, наоборот, качественное воспитание, осознание молодым человеком или девушкой нравственных, культурных и эстетических ценностей, но такой человек в современном ему обществе сверстников (и даже преподавателей, а позднее – и коллег по работе) оказывается «лишним» человеком.
В то же время даже самое качественное и многогранное воспитание оказывается невостребованным, если не была сформирована личность, если человек не стал членом современного ему общества, не выработал уважение к нему с одновременным неизменным следованием своим нравственным принципам. Так, как показывают наблюдения, часто такие люди получают по два высших образования и даже ученую степень, нередко занимаются музыкальной или литературной творческой деятельностью, но не могут найти работу и обеспечить себя и свою семью материально, поскольку в силу их личностных качеств они для потенциального работодателя не представляют ценности.
Все это заставляет современных педагогов искать пути баланса между качественным воспитанием и формированием набора нравственно-этических, моральных и социокультурных установок, с одной стороны, и многогранным формированием личности, с другой.
Однако для того, чтобы ответить на вопрос о том, как могут качественно сочетаться два этих педагогических процесса, необходимо дать определение термину «воспитание» и обозначить его роль и место в развитии личности.
Воспитание – это процесс целенаправленной и контролируемой социализации, который, в отличие от естественной социализации, происходящей по мере развития психики ребенка, подчинен каким-то конкретным целям и видит своей задачей формирование определенно заданных социальных и нравственных установок. Ввиду этого воспитание может быть семейным, школьным, религиозным или спортивным. Его характер и содержание зависят, прежде всего, от поставленных целей и задач, но в не меньшей мере и от мировоззрения и личностных качеств субъекта воспитания.
Следует отметить, что воспитание как процесс, влияющий на развитие личности, требует ответственного отношения: в педагогической науке существует такое понятие, как ошибка воспитания. Это значит, что в процессе воспитания ребенку были привиты ложные убеждения, стереотипы, установки, неправильно сформирован набор нравственных ориентиров, а в отдельных случаях может идти речь и об откровенной подмене ценностей.
Так, например, отечественным ученым-сектоведом, профессором А.А. Дворкиным приводится ряд примеров негативного и деструктивного воздействия на психику ребенка, когда его воспитанием занимаются либо родители-члены сектантской организации, либо сотрудники организации, чья деятельность построена на том или ином деструктивном культе, например, «Свидетелей Иеговы», где адептам этого учения внушается ложная мысль о недопустимости переливания крови, что ставит в отдельных случаях жизнь такого человека в опасность, или различные харизматические культы, где проводится откровенное насилие над психикой молодого человека.
Однако ошибки воспитания могут носить не только религиозный характер: часто к таким ошибкам относится воспитание в неполной семье, где со стороны матери прививается негативное (и часто необоснованное) отношение к отцу, в которым мать находится в разводе, воспитание по женскому типу, вследствие чего мальчик оказывается чуждым для своих сверстников и не может адаптироваться в их обществе. Другой пример – воспитание сына таким образом, что он не должен обзаводиться собственной семьей до тех пор, пока жива его мать. При всей очевидной абсурдности подобной воспитательной концепции, такое воспитание приводит действительно к глубоким психологическим травмам и драматическим событиям в жизни.
Правильное же воспитание должно быть многоуровневым и многогранным: в процессе воспитания должны принимать участие и родители, и другие родственники, и педагоги-профессионалы как на дошкольном этапе образования, так и в процессе обучения в школе. Причем воспитание должно включать в себя следующие аспекты:
Всем этим интересам служат разные формы и приемы воспитательной работы: во-первых, урок как основная единица учебного процесса, одна из целей которого является воспитательной, классные часы, кинолектории, ролевые игры, конкурсы, экскурсии, организации памятных мероприятий, — словом все то, что действительно сочетает в себе подлинное воспитание и развитие личности.