Главная Блог Образование Обоснование гуманистической методологии педагогики
Обоснование гуманистической методологии педагогики

Обоснование гуманистической методологии педагогики

Гуманитарная методология педагогики

Современная педагогика занимает ключевое место среди гуманитарных наук. Она фокусируется на развитии человека, стремясь отходить от принудительных и авторитарных методов обучения в пользу личностно-ориентированного подхода. Этот подход учитывает как положительные, так и негативные аспекты личности учащегося, целями являются не только их нивелирование или редукция, но и преобразование в позитивные качества. Давайте разбираться, что такое гуманитарная методология педагогики.

Гуманитарная методология педагогики как основа педагогического знания

Гуманитарная методология педагогики основывается на идее «возвращения» к личности человека и ее гармоничному развитию. Подходы, используемые в рамках этой методологии, акцентируют внимание на нравственных, творческих, интеллектуальных и этических аспектах развития личности. Основная идея заключается в том, чтобы создать образовательную среду, где каждый индивидуум может раскрыть свой потенциал в максимально комфортных условиях.

Двойственность нравственной оценки в педагогическом процессе

Человек постоянно находится в процессе оценки различных явлений жизни. Эта оценка имеет двойственный характер: с одной стороны, она зависит от внешних факторов, таких как общественные нормы, социальные и профессиональные условия, с другой — подвержена внутренним изменениям под влиянием новой информации или переосмысления ценностей. Педагогический процесс должен учитывать эту двойственность, предлагая гибкие и индивидуализированные подходы к обучению и развитию.

Социальные аспекты и ценностный подход в педагогике

Современная педагогика не ограничивается только раскрытием личности учащегося, но также включает в себя удовлетворение социальных потребностей. Она стремится обеспечить получение общего и профессионального образования, которое будет способствовать культурному и нравственному обогащению личности. Важную роль в этом процессе играет аксиологический подход, который объединяет теоретические и практические аспекты развития личности, подчеркивая ценность многообразия мировоззрений, традиций и культурных ценностей.

Аксиологический подход в педагогике

  1. Равноправие философских взглядов и многообразие мировоззрений
    Аксиологический подход в рамках гуманитарной методологии педагогики акцентирует на важности равноправия различных философских взглядов, подчеркивая важность мировоззренческого, культурного и этнокультурного многообразия. Этот принцип подразумевает, что в образовательном процессе должно уделяться внимание разным культурным и философским традициям, обеспечивая тем самым богатство и разнообразие образовательного опыта.
  2. Совмещение традиций и новаторства
    В контексте гуманитарной методологии педагогики особое значение придается уважению к устоявшимся традициям, а также открытости к новому и творчеству. Это означает, что педагогический процесс должен гармонично сочетать в себе как проверенные временем традиции, так и новаторские подходы, способствующие развитию и обновлению образования.
  3. Равенство и диалог культур
    Гуманитарная методология педагогики подчеркивает равенство всех людей в контексте общекультурных и нравственных ценностей. Вместо споров и конфликтов на основе различий в традициях и культурах, аксиологический подход призывает к диалогу и взаимоуважению, позволяя формировать более открытое и интегрированное образовательное пространство.

Гуманитарная методология педагогики, воплощенная через аксиологический подход, является ключевым элементом в современном образовательном процессе. Она способствует созданию образовательной среды, где учитываются различные мировоззрения и культуры, где уважение к традициям сочетается с новаторством, и где стремление к равноправию и взаимоуважению выступает в качестве основы для гармоничного развития личности. Это позволяет обучающимся не только приобретать знания, но и формировать глубокое понимание разнообразия мира и различных культур, что является неотъемлемой частью гуманитарной методологии педагогики.


Гуманитарная методология педагогики, уделяя особое внимание развитию личности и удовлетворению социальных потребностей, играет важную роль в современном образовательном процессе. Она предлагает целостный подход, который способствует формированию гармоничной, всесторонне развитой личности, способной к самореализации и эффективному функционированию в обществе.

Добавить комментарий

Sign up to receive the latest updates and news

Подписывайтесь на наш Telegram:
16+ Специалисты без посредников. TAKEUP. Copyright 2007-2024 - [email protected]. СТЕГАНЦОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ИНН 366409203102 | * Соцсеть, обозначенная звездочкой или буквой f, принадлежит запрещенной в РФ экстремистской организации. Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта и повышения удобства его использования. Они помогают нам предоставлять более персонализированные услуги и аналитику, а также необходимы для некоторых функций сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь на использование этих файлов.