Любая наука и любое научное познание базируется на тех или иных методологических принципах. Причем по своей сути эти принципы всегда предполагают конкретику. Не является исключением и педагогическая наука: в данной статье мы попытаемся рассмотреть конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
Хотя представителями различных научных школ предложены разные классификации методологических принципов проведения исследовательской деятельности в области педагогики, основными из них являются два:
При этом каждый из этих принципов при его использовании определяет и особые подходы.
Целостный принцип рассматривает личность человека как единое устоявшееся целое, как некий набор нравственных, мировоззренческих, культурных, этнокультурных и даже языковых установок (последние лингвисты называют языковой картиной мира человека). Данный принцип породил один из наиболее распространенных в современной педагогике подходов – личностно-ориентированный подход, при котором человек рассматривается не столько как объект педагогического воздействия, сколько как субъект, на которого экстраполируется учебно-воспитательная деятельность. В данном случае личность воспринимается именно как единое целое, с учетом и положительных ее сторон, и недостатков. Например, один из основоположников пенитенциарной педагогики А.С. Макаренко полагал, что педагогу следует ориентироваться на позитивные качества личности, преобразуя негативные в первые. В частности, такая личностная черта, как упрямство, может быть трансформирована в работу по достижению поставленных целей, а ученик с леностью как бы заставляет учителя искать то занятие, которое ему не только приходится по душе, но и доставляет удовольствие. Таким занятием может быть, например, сочинение стихов или музыки.
Функциональный принцип по своей сути противоположен целостному и заключается именно в обучении человека и его воспитании. Говоря иными словами, в данном случае перед педагогом ставится задача изменить человека, передав ему новый образ. И этот образ может быть выражен не только теми или иными навыками и умениями в какой-либо области, но и в особом наборе нравственно-целостных установок, культурных предпочтений и мировосприятия. По мнению ряда ученых, в частности, Б.Ф. Ломова, И.Ф. Исаева, Н.Н. Хан, само понятие «функциональный принцип» восходит к понятию «функция»: речь идет о функции педагога как воспитателя, носителя новых знаний, наставника и того, кто может преобразовать человека в позитивную сторону.
Безусловно, не следует отвергать тот или иной принцип, отдавая предпочтение какому-то одному из них: на современном этапе развития науки конкретно-методологические принципы педагогических исследований тесно связаны между собой. Их разумное сочетание, умение педагога-исследователя увидеть и почувствовать личность объекта обучения, с одной стороны, и преобразовать ее, с другой, породило множество новых и эффективных методических концепций, технологий и систем.