Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований являются основой научного познания в области педагогики. Эти принципы, обладая четко выраженной конкретикой, лежат в основе любого научного исследования и определяют его направление и методы. В данной статье мы рассмотрим эти принципы, которые, несмотря на разнообразие предложенных классификаций от различных научных школ, обычно сводятся к двум основным типам: целостному и функциональному принципам.
Целостный принцип в педагогических исследованиях рассматривает личность человека как единую, устоявшуюся систему, учитывая при этом не только нравственные, мировоззренческие и культурные аспекты, но и языковые установки, формирующие индивидуальное восприятие мира. Этот принцип породил личностно-ориентированный подход, который рассматривает человека не как объект педагогического воздействия, а как активного участника образовательного процесса.
Функциональный принцип, напротив, фокусируется на обучении и воспитании, ставя перед педагогом задачу не просто передать знания, но и сформировать новый образ личности. Этот принцип подчеркивает важность воздействия на человека с целью развития и трансформации его личностных качеств.
Осмысление и применение этих конкретно-методологических принципов педагогических исследований способствует развитию новых методических концепций и технологий, позволяя педагогам более глубоко понимать и эффективно влиять на процесс обучения и воспитания.
Целостный принцип
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований находят свое яркое выражение в целостном принципе, который видит личность человека как единое, устоявшееся целое. Этот подход подразумевает комплексный взгляд на человека, охватывая не только его нравственные и мировоззренческие установки, но также культурные, этнокультурные и языковые аспекты его личности. Лингвисты, например, изучают языковую картину мира человека, которая является важной частью его идентичности.
Этот принцип породил популярный в современной педагогике личностно-ориентированный подход. В рамках этого подхода, человек воспринимается не просто как объект педагогического воздействия, но как активный субъект учебно-воспитательного процесса. Это позволяет учитывать и развивать все стороны личности, включая как ее сильные, так и слабые стороны.
Примером применения целостного принципа является работа А.С. Макаренко, одного из основоположников пенитенциарной педагогики. Он предлагал ориентироваться на позитивные качества личности, преобразуя негативные черты в положительные. Например, из упрямства можно выработать настойчивость в достижении целей, а из лени – поиск увлекательного занятия, которое будет приносить удовольствие, как сочинение стихов или музыкальных произведений. Этот подход позволяет формировать более гармоничную личность, способную активно участвовать в учебно-воспитательном процессе.
Функциональный принцип
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований включают в себя функциональный принцип, который по своей сути контрастирует с целостным принципом. Основой функционального принципа является задача обучения и воспитания человека, где ключевой фокус направлен на изменение личности через передачу новых знаний и формирование новых образов. Этот образ может включать в себя различные навыки и умения, а также нравственно-целостные установки и культурные предпочтения.
По мнению ученых, таких как Б.Ф. Ломов, И.Ф. Исаев и Н.Н. Хан, концепция функционального принципа связана с понятием «функции» в контексте роли педагога. Педагог в этом случае выступает не только как воспитатель и наставник, но и как трансформатор личности, способный направлять и изменять ее в позитивном ключе.
Важно понимать, что в современной педагогической науке не следует отдавать предпочтение одному конкретно-методологическому принципу, исключая другие. На современном этапе развития педагогических исследований эффективно работает сочетание различных принципов. Такой подход позволяет педагогу-исследователю глубже понять и оценить личность обучающегося, с одной стороны, и эффективно преобразовать ее, с другой. Это способствует разработке новых и эффективных методических концепций, технологий и систем обучения и воспитания.
В заключение обсуждения конкретно-методологических принципов педагогических исследований, следует подчеркнуть их важность в развитии современной педагогической науки. Целостный и функциональный принципы, хотя и различаются по своей сути и направленности, вместе образуют основу для глубокого и всестороннего понимания процесса образования и воспитания. Их взаимодействие и гармоничное сочетание в практике педагогических исследований открывают новые возможности для развития методических подходов, улучшения образовательных программ и эффективного воздействия на формирование личности.
В современном мире, где ценности и потребности общества непрерывно меняются, важно оставаться открытыми к новым идеям и подходам в педагогике. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований играют ключевую роль в этом процессе, позволяя педагогам и исследователям адаптироваться к современным образовательным вызовам и эффективно реагировать на них, обеспечивая всестороннее и гармоничное развитие личности.