Современные подходы к теории личностно-развивающего обучения

Потребность гуманизации образования породила в педагогической науке потребность в разработке иных подходов к теории обучения, среди которых ведущее место занимает теория личностно-развивающего обучения. Из самого наименования определения вытекает, что речь идет об обучении, направленном не только на получение тех или иных знаний, умений и навыков, но и о всестороннем развитии личности. Однако личность всегда уникальна: каждый человек сам по себе — личность, и поэтому никакого универсализма в построении концепции развития личности в процессе обучения быть не может. Однако на данном этапе развития педагогической мысли существуют современные подходы к теории личностно-развивающего обучения, которые мы постараемся рассмотреть.

Следует отметить, что данная теория была осознана педагогами лишь к 90-м годам прошлого столетия, когда стало очевидным, что образование не может базироваться лишь на психическом развитии, с одной стороны, и информационном воздействии, с другой.

Так, теория личностно-развивающего обучения зародилась в конце 80-х гг. как альтернатива (а говоря точнее – противовес) теории административной и академической педагогики. У ее истоков стояли такие виднейшие отечественные ученые-педагоги, как академик Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин. Примечательно, что их работы не только подвергались критике, но даже и не признавались научным академическим сообществом. Однако данная теория, в отличие от прочих, предполагает обращение педагога к личности ребенка, к его собственному «Я».

Педагогика сотрудничества

Одним из подходов к данной теории является педагогика сотрудничества, которая предполагала равноправное сотрудничество участников учебного процесса, обсуждение учебного материала в процессе его изучения, обмен мнениями (а не просто устное или письменное изложение нового учебного материала учителем). Причем педагог в данном случае рассматривался как координатор, арбитр, консультант, и создавалась такая атмосфера, что каждому ученику предоставлялась возможность высказать собственное мнение, быть услышанным, и, если оно оказалось неправильным, на основе допущенной ошибки прийти к правильному ответу и пониманию истины. В качестве примера можно привести урок-дискуссию по русской литературе в процессе изучения романа А.С. Пушкина в стихах «Евгений Онегин» на тему: «А нужно ли было Татьяне писать письмо Онегину?» Примечательно, что у любого даже взрослого человека может быть разное мнение по данному поводу, и ученики, будучи читателями этого произведения, могут высказать свое мнение, придя к выводу о том, что любовь – это высшее чувство, и человек вправе его выразить другому человеку, а учитель в своем слове может поддержать этот вывод иными примерами из современной жизни.

Проблемное обучение

Еще одним подходом к теории личностно-развивающего обучения является проблемное обучение, когда обучение тем или иным предметам проводится в форме постановки проблемы, которую необходимо решить: учитель сообщает уже известные ученику факты и на их основе формулирует проблему, решение которой и будет являться тем учебным материалом, которым они должны будут овладеть. В особой степени это касается овладения гуманитарными науками, где отсутствует единая трактовка теорий и фактов, и каждый учащийся может прийти к тому или иному выводу собственным путем. Например, на уроке истории обсуждается тема отмены крепостного права в России в результате крестьянской реформы 1861 года. При этом учитель сообщает о том, что далеко не все крестьяне сразу же поспешили покинуть усадьбы своих помещиков, а многие и вовсе остались в них же. Задается вопрос, с чем это связано?

Проектное обучение

Третьим подходом можно назвать организацию проектного обучения, когда каждому из учащихся предлагается выполнить свой проект, посвященный изучаемому материалу. Правда, здесь речь идет в большей степени об обучении учащихся старших классов, и проект выполняется не в одиночку, а, как правило, в группах. Однако такая форма работы служит развитию коммуникативных способностей, улучшению отношений со сверстниками и стимулирует к обучению. Примером последнему может послужить такое распространенное в современной школе мероприятие, как конкурс проектов, команда-победитель которого награждается призами. Проекты могут быть представлены в разной интерпретации: и в форме доклада, и в форме компьютерной презентации, и в форме фотоальбома с устными и письменными комментариями. Примером этому может быть конкурс проектов на тему «У каждого – свой Петербург», или «Пушкин жив в наших сердцах».

Современные подходы к теории личностно-развивающего обучения не ограничиваются вышеприведенными: они постоянно разрабатываются учеными-педагогами, и их эффективность с каждым годом находит все большее подтверждение.

Комментарии

  • Пока нет коментариев.
  • Добавить комментарий