Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
В дисциплине педагогической науки выделяются два важных термина: «объект управления» и «субъект управления». Под «объектом управления» понимается учащийся, в то время как «субъект управления» обозначает педагога, который направляет учебный процесс. В эпоху советской педагогической системы с её авторитарным подходом роль «субъекта управления» принадлежала исключительно учителю. В этой системе ученик, как «объект управления», должен был следовать указаниям учителя и адаптироваться под его требования. Эта ситуация преобладала не только в школьном обучении, но и на других этапах образования, включая дошкольное и профессиональное обучение. Самовоспитание в значительной степени получило толчок к развитию и укреплению своей роли в процессе формирования личности именно из-за таких обстоятельств.
Такая ситуация, со временем подвергшаяся критике, стимулировала развитие концепции самовоспитания в структуре формирования личности. Самовоспитание заняло ключевую позицию в процессе развития личности, определяясь современной педагогической наукой как систематическое и осознанное усилие индивида, направленное на саморазвитие и культивирование основ культурной личности.
Роль самовоспитания в процессе развития личности
Самовоспитание, являясь неотъемлемой частью процесса формирования личности, начинает свое активное развитие уже с раннего возраста. Воспитательные методы, применяемые как в семье, так и в образовательных учреждениях, часто акцентируют внимание на недостатках детей и подростков, вызывая у них чувство неловкости и застенчивости. Важно отметить, что детский и юношеский возраст характеризуется особенно острой реакцией на критику. Это связано с периодом нравственного самораскрытия личности, который начинается около четырнадцатилетнего возраста.
В ответ на внешнюю критику и подчас авторитарный подход в воспитании, многие дети начинают активно работать над собой, стремясь преодолеть свои слабости и достичь лучших результатов в учебной деятельности. Эффективным стимулом самовоспитания в дошкольном и раннем школьном возрасте служит система поощрений и наказаний. Однако на более поздних этапах развития, когда молодые люди начинают осознавать свое место в обществе и задачи, стоящие перед ними, происходит существенное углубление процесса самовоспитания.
Самовоспитание может принимать различные формы, включая самостоятельные спортивные тренировки, посещение дополнительных занятий, самоанализ и самокритику, а также эмоциональное переживание и анализ собственных поступков. На этапе взросления значимость роли педагогов и взрослых в процессе самовоспитания снижается, уступая место развитию самостоятельности и самокритичности личности.
Таким образом, самовоспитание становится фундаментальной составляющей в структуре формирования личности, способствуя развитию самоосознания и самореализации индивида.
В заключение, самовоспитание играет критически важную роль в процессе формирования личности. Это не просто активность, направленная на самосовершенствование, но и глубокий процесс самопознания, самоосознания и саморегуляции. Через самовоспитание индивид не только корректирует свои недостатки, но и развивает личные качества, стремится к самореализации и самоактуализации. Важность этого процесса возрастает в условиях современного мира, где ценится автономия личности и ее способность к критическому мышлению и независимому принятию решений. Самовоспитание становится ключевым инструментом в руках каждого, кто стремится к личностному росту и успешной социальной интеграции.